В прятки со временем
Мысли в ходе и после одной чайной церемонии – «тя-но-ю»
У дзен и чая одинаковый вкус
«Суми-Э»
Наши мысли и наши чувства гораздо богаче и сложнее того, что в состоянии выразить наш бедный и далеко несовершенный язык.
Более того, слова и выражения, как правило, однозначны, в то время как наш мир и наше восприятие мира полны смыслов, и каждый раз, в зависимости от обстоятельств, на поверхность выходят то одни, то другие, то третьи… И все они, по крайней мере, многие из них, выстраиваются в свои, уникальные и неповторимые смысловые конструкции и цепочки. И когда некое подобие все же случается, мы удивляемся и восклицаем: «Дежавю!»
На самом деле – нет, не видел ты этого! В лучшем случае ты видел что-то подобное, что-то отдаленно напоминающее… Каждый момент уникален в своей неповторимости, как или как-то вроде этого выразился один средневековый то ли политик, то ли философ из Японии. А раз так, то и неповторим, подобно той пресловутой реке, в которую нельзя ступить дважды. Европейского собрата и единомышленника этого японского то ли политика, то ли философа.
Мысль, а вслед за ней и ощущение убийственное для человека. Свидетельствующее о действительной необратимости и невозвратности бытия. Мгновения, минуты, часы… падают в бездонную и безразличную в своем величии и простоте Лету, и оттуда им уже нет возврата. Лишь эхо – наши воспоминания – время от времени доносятся до нас оттуда.
Порой мы пытаемся воспроизвести обстоятельства, но это лишь бледная тень того, что было, и мы скорее гоним их прочь от себя, чтобы, по крайней мере, не нарушали этих наших воспоминаний.
Бледнее этих теней может быть лишь будущее, лишь наши помыслы и мечтания о том, что будет. У кого-то они интенсивнее и сильнее, чем у кого-то другого, но все равно понятно, что это не плоть и не суть, а лишь жалкая мысль и желание того, чтобы так было. И никакой уверенности в том, что эти желания и помыслы сбудутся.
Что же нам остается, если и прошлое и будущее столь иллюзорны и столь зыбки? – Только настоящее, но ведь и настоящее это всего лишь миг. За миг до этого оно было будущим, а уже через миг, не успеешь и глазом моргнуть, канет в прошлое. То, что будет, мы узнАем лишь через миг, но и за миг до этого мы еще не уверены в том, что будет так. Лишь неисправимые чудаки и мечтатели вроде булгаковского председателя Массолита знают будущее, но жестокая проза жизни в лице «той силы, которая вечно хочет зла и вечно творит благо» раз за разом обманывает и ставит их на место. Или укладывает в ящик…
Судя по всему, в том числе и в этом смысле буддисты считают жизнь иллюзией. А скорее (опять-таки это несовершенство и эта скудость нашего языка!) не просто и не столько иллюзией, сколько еще и неповторимой, несбыточной, обманчивой, мнимой, переменчивой… и много еще какой реальностью. Одним-двумя словами этого не передашь!
Так что же, сдаться? Отказаться, отступить и сдаться? Перед всемогущим и всесильным богом Мара? – Не таков человек. Ум его продолжает искать и, что самое интересное, находит решение и выход из самых путаных и замысловатых ситуаций. Чем побеждается что-то? – Вот именно – подобным. Вот и здесь иллюзии мира человек противопоставляет… иллюзию и благодаря этому преуспевает – улавливает наконец это пресловутое мгновенье.
Человек создает традиции и соответствующие им ритуалы, и тем самым загоняет время и обстоятельства в ловушку, подчиняет их своей воле и своему желанию. И мгновение, оставаясь в чем-то неповторимым, в то же время повторяется снова и снова. По воле и по желанию человека.
Это так и не так одновременно. И пусть уже время и сам Мира, стоящий за ним, разбираются, так это на самом деле или не так. Человеку же… Человеку достаточно очередной иллюзии.
Не в этом ли суть учения Конфуция и тех ритуалов, которых множество и которые вновь и вновь плодит человек и в массе своей, и сам для себя поодиночке? Похоже, что это так. Но опять-таки, «так» до известной степени и с известной мерой условности.
Человек играет в прятки или пятнашки со временем. То одно из них «осалит» другого, то этот другой исхитрится и «осалит» всесильное время. Или просто убедит себя в том, что ему это наконец-то удалось…
… В очередной раз вспомнился мастер-дзен из книги Дм.Пригова «Только моя Япония», с этой его загадочной и много чего могущей означать улыбкой…
0 Комментариев