Шайбу, шайбу!
Андрей Чирков
ВСТРЕЧА С БОРИСОМ МАЙОРОВЫМ
ШАЙБУ! ШАЙБУ!
Мне позвонил коллега по работе в исследовательском отделе завода еще в советское время, и пригласил на встречу с легендарным хоккеистом Борисом Майоровым. После развала Союза и завода мой товарищ, инженер, страстный болельщик и заядлый театрал, стал ресторатором и создал артистическое кафе при театре. Кафе удалось и продолжало работать, даже когда театр вынужденно переехал; оно расширило тематику своих вечеров.
В тот день кафе стало клубом фанатов Спартака. В уютном зале собрались известные хоккеисты, футболисты, спортивные журналисты и просто болельщики. Целых три часа они пытали вопросами знаменитого спортсмена, тренера, комментатора…
Откровенно говоря, я был чужаком на этом празднике игрового спорта и славного клуба, но скоро с головой погрузился в интересный разговор, потеряв интерес к салату, приготовленному моим приятелем, бывшим исследователем, по воссозданному им скрупулезно старинному рецепту известнейшего автора.
Конечно, я и, не будучи фанатом, болел за нашу хоккейную сборную, а в 1972 году стал свидетелем, как канадцы переживали за своих не привыкших проигрывать любимых игроков, терпевших фиаско в канадский хоккей на своем же поле. Нет, на стадионе я не был, а летел на выставку в Чикаго, а переживавшие за поражение своих кумиров канадцы отыгрывались на нас, не выпуская из самолета нашу делегацию во время дозаправки в Монреале. Остальные пассажиры свободно гуляли по аэропорту. Через две недели, когда мы летели обратно, аборигены уже пришли в себя, были дружелюбными, и мы бродили по их магазинам «Duty free”.
Отвечая на вопрос о КХЛ, Борис посетовал, что команд в ней много, целых 29, а классных игроков не хватает. В отличие от НХЛ, которая сбирает лучших игроков всего света, наши клубы готовили их сами, но теперь традиция утрачена.
На просьбу назвать трех лучших тренеров прошлого Борис назвал Тарасова, Тихонова и Чернышова. Добряку Боброву, по его мнению, не хватало идеологии, а Карпову – интеллекта.
Спрашивали Бориса, не было ли ему обидно, когда А.В.Тарасов незаслуженно, по мнению болельщиков, снял его, с должности капитана команды и назначил Кузькина. Майоров ответил, что это было решение тренера, и оно не может обсуждаться. Ведь, тренером-то Анатолий Владимирович был гениальным! Без него не было бы хоккея в России. Всю жизнь Тарасов искал новое, отличался удивительной эрудицией. Его настольными книгами были «Моя жизнь в искусстве” Станиславского и томики Чехова. На тренировках он устраивал импровизации “по системе Станиславского.” Например, заставлял одного игрока бить по воротам, а другого в это время – толкать защищавшего их Владислава Третьяка. И, если толкающий был не достаточно груб, Анатолий Владимирович кричал: ”Не верю!” и добивался, чтобы Третьяк уходил с тренировки весь в синяках, понимая при этом: “Тяжело в учении – легко в бою!”.
Майорова продолжали пытать о характере Тарасова, и Борис раскололся: Тарасов – человек не был так совершенен, как Тарасов – тренер. Он проводил воспитательную работу на примере какой-нибудь жертвы. Случалось быть жертвой и Борису. Как-то тренер накричал на него за опоздание. Борис показал на часы и извиняться отказался, за что тренер с треском выгнал его. И только Аркадию Чернышову удалось их примирить.
Майоров признался, что любит футбол не меньше хоккея, ему довелось сыграть два матча за основной состав в тот год, когда Спартак стал чемпионом страны. Фанаты на трибунах, завидев любимого хоккеиста на поле, неистовствовали: «Шайбу! Шайбу!». Николай Старостин как-то даже сказал Борису: «Обидно мне на тебя смотреть, пропащий ты человек. А ведь каким футболистом мог стать!» В футболе больше игроков, а, следовательно, и вариантов больше, больший простор для мысли, и, если есть возможность выбора, что смотреть, Борис выбирает футбол.
Майоров очень любит рыбалку со спиннингом на блесну и предпочитает поймать одну большую щуку, а не трех маленьких.
В качестве тренера Майорову довелось выводить финский хоккей на мировой уровень, оттачивая мастерство игроков команд Йокерит и Таппара. При игре финской сборной с нашей Борис ассистировал Николаю Озерову в комментариях и одновременно учился у него. Потом сам стал замечательным комментатором вслед за братом. Карьера Майорова, как спортивного комментатора, закончилась, когда он обратил внимание зрителей на армейский шарф на шее президента КХЛ Александра Медведева. Борис иронизировал по поводу этой бестактности: «Представьте себе, мог бы прийти президент НХЛ на юбилейную церемонию лиги в шарфе одной из команд?»
Всем болельщикам известны уникальные спортивные достижения Майорова: двукратный олимпийский чемпион (1964 и 1968), многократный чемпион мира и Европы… В 1999г. был избран в зал славы Международной федерации хоккея с шайбой… Я был особенно приятно удивлен его взвешенной, грамотной, образной речью и с интересом узнал, что он закончил школу с медалью, блестяще учился в МАТИ и как студент и как аспирант, окончил двухгодичные курсы переводчиков английского языка в ИН’Язе, а, будучи тренером финских команд, объяснялся с игроками на финском…Борис много читает и уделяет книгам куда больше времени, чем физическим упражнениям, но при этом выглядит очень подтянутым.
Математики подметили, что красота и правильность решений чаще всего совпадают. В игровом спорте тоже результативные комбинации, как правило, бывают отменно красивыми, а их исполнители артистичными, как братья Майоровы. Так что театральное кафе ,как нельзя лучше, подошло для выступления Бориса. Жду следующей встречи — с Валерием Рейнгольдом, с которым я теперь уже знаком.
Спасибо автору поста огромное. Мне памятны многие события, связанные с советским хоккеем, а мягкое интеллигентное отношение к людям спорта в рассказах автора очень соответствует духу телетрансляций тех лет, коих было просмотрено, пожалуй, с избытком. Однако Владимир Писаревский, Николай Озеров, Ян Спарре и даже Юрий Фокин — политобозреватель, человек богатейшей, актерской внешности, певец первых полетов в Космос — могли передать красоту спорта, хоккея именно своей интеллигентностью и образованностью и, быть может, неосознанно прививать эти качества слышавшим их (сейчас растрогаюсь…воспоминания нахлынули…спокойнее, мой друг).
Как-то в нашу школу учитель физкультуры Константин Иванович Рубинский пригласил на встречу с учащимися капитана воскресенского Химика Валерия Никитина. Событие это состоялось в самом конце зимних каникул и весть о нем разлетелась среди школьников, болевших хоккеем мгновенно. Валерий выглядел уставшим — вторая сборная СССР по хоккею только что прилетела с зимнего турне по городам Канады и США. Разговор с нами шел в обычном классе московской школы. Встреча с хоккеистом запомнилась именно, как разговор с настоящим мужчиной, профессионалом своего дела высочайшей пробы. В те времена почиталось за честь всем московским командам увезти очки из Воскресенска. Вот так играли подмосковные парни с химкомбината, руководимые тренером Николаем Семеновичем Эпштейном, ведомые капитаном рабочей команды Валерием Никитиным!
Я не знаю, получил ли Валерий высшее образование, окончил ли курсы иностранных языков — не в этом дело. Но таких реплик по отношению к тренерам в его исполнении, как у Бориса Майорова, я даже представить не могу: «Добряку Боброву, по его мнению, не хватало идеологии, а Карпову – интеллекта». «Дивны дела твои Господи!»: и при том и при другом тренерах «Спартак» становился Чемпионом СССР, обыгрывая, сначала тарасовских армейцев в 1967 г., а потом уже, по-моему, локтевских армейцев в 1977 г. Так, ведь,, Андрюша (обращаюсь к Казачкову)? Вообще-то, автор поста, наверное, и не догадывался, что его короткая заметка-реплика может вызвать бурную дискуссию о таких философских понятиях, как «добро» и «зло», «карьеризм» и «романтизм», «идеология КПСС» и «щестидесятничество». «Спартак» 60-х был олицетворением перемен, «оттепели», но в нем, оказывается, играли ребята, которые неосознанно,но больше тяготели к идеологии «сильной тарасовской руки». М-дааа…
По всей видимости я все таки не видел Бориса Майорова на хоккейном поле, хотя в конце шестидесятых мы посещали иногда матчи «Cпартака». При этом, в отличие от футбола, совершенно не помню, что это были за игры, с кем, и каков был счет.
Но по телевизору Майорова видел неоднократно, забивал он чуть меньше своих партнеров Вячеслава Старшинова и Евгения Зимина, но всегда вызывал уважение своим мастерстовом и сдержанным поведением. Насчет его реплики по отношению к тренерам ничего сказать не могу, что ж, если у него такое мнение, так так тому и быть.
В любом случае спасибо автору за рассказ об одном из героев нашего детства. Кстати говоря, о Валерии Рейнгольде было бы услышать не менее интересно.
«Давайте сократим количество команд в КХЛ» (на фоне создания политпроекта Кунлунь Ред Стар это особенно смешно звучит), «Давайте сократим лимит легионеров», «Давайте запретим молодым хоккеистам отъезд в НХЛ до -дцати лет»… И прочее, прочее, прочее.. Не умаляя заслуг прошлого, всё же скажу, что вот это всё крайне раздражает и временами начинает немного пугать. Это не только о Майорове, а вообще.. Поэтому, больше ничего не скажу. А вот выложу лучше небольшую зарисовочку с матча Спартак — Ак Барс в этот вторник, где красно-белые праздновали победу над казанцами с футбольным счётом 1-0 :)
http://f6.s.qip.ru/1a7On1p7f.jpg
:)
Это не зарисовочка, Надя, а какой-то регбус-кроссворд с чиргерлс получается:))) Я лично вижу полное безразличие на лицах у болельщиков, видимо, Спартака к происходящему. А, что удручает более всего — это то, что лишь один молодой человек обратил внимание на стройняшек в красных, типа, платьицах. В этом-то и есть корень причин низкой результативности не только нашего великого хоккейного клуба, но и, в целом, так сказать, общей нашей результативности.
Вот эти болельщицы (правда футбольные) посимпатичнее выглядят.
Ну.. Это немножко из серии «почему русские так мало улыбаются» :) У нас же в некоторых слоях общества (терпеть не могу эту фразу. на самом деле) положено мужЫку быть суровым..)))) Хотя обычно публика на хоккее разная, и весёлых ярких людей тоже много..)))