Андрей Казачков
1 сентября, в день Знаний и в день святого Андрея Стратилата делегация писателей и читателей Каунтерпойнта совершила 10 километровый поход по Ворбьевым горам. Начали с Андреевского Монастыря, где прошло детство одного из участников. Ждали колокольного звона, но выяснилось, что звон был утром. В ходе осмотра познакомились с отцом Георгием и провели с ним длительную содержательную беседу. Начали как обычно с вопроса о спасении души, а закончили уже даже и не помню чем. В целом общей картины мира не нашли, каждый остался при своей колокольне. Далее выдвинулись на Воробьевы горы и дошли мимо Андреевских прудов и метромоста до стеллы Герцена и Огарева. Там неожиданно оказалось многолюдно, застали там и распугали несколько пар целующихся влюбленных. Далее процессия поднялась на Воробьевское шоссе и дошла до конечного пункта — руин ресторана Крынкина. Там пофотографировались и вспомнили Подвойского и Айседору Дункан. Путешествие закончилось в действующем ресторане на смотровой площадке Воробьевых гор.
Алексадр Бабков.
Воробьевы горы. Visionary Mountains.
Визионерский опыт… То, что видишь в таком трансе — отрезвляет и часто потрясает.
Оно требует от тебя наивысших усилий, чтобы остаться единым целым,
но даже при этом возвращаешься из этого состояния
полностью изменившимся.
Украденные дневники
Путешествие
В четверг четвертого числа, только что не четвертого месяца и года, но в четыре часа пополудни у стен Андреевского монастыря, что на Воробьевых горах, встретились четыре пожилых человека, джентльмена, сойдясь сюда с четырех сторон света. В течение первых четырех минут они еще прислушивались и присматривались к мониторам своих мобильных телефонов, но вскоре увлеклись завязавшейся беседой и отключили свои айфоны и смартфоны на долгих последующих четыре часа.
Через четыре четверти часа к ним присоединился еще один, на этот раз молодой, джентльмен, и на этом магия числа «четыре» закончилась, если не считать те четыре основные точки, что они наметили себе посетить. Но в общем и целом закончилась… Ну и черт с ней!.. Однако поосторожней теперь с лексикой и выражениями, ибо мы вместе с нашими героями уже на территории монастыря!
Но прежде два слова… нет, четырежды по два слова о каждом из джентльменов, ибо они того заслуживают. Один из них — уроженец этого монастыря… Причем мужского… Не спрашивайте меня, как такое могло случиться. В Советской России еще и не такое случалось. По его-то инициативе и произошла сегодняшняя встреча. Человек дотошного ума, он провел некое историко-биографическое исследование, с результатами которого и хотел ознакомить членов данного сообщества.
Второй джентльмен прибыл сюда из Замоскворечья, но не из того исторического, что километрах в 10 ниже по Москва-реке, а непосредственно «из-за», что, в отличие от здешних «Сучьих болот» гораздо благозвучнее именуется «Лужниками». Великий молчун, человек-призрак, он не проронил на блоге «Контрапункт» за все пять лет его существования ни единого слова, но при этом не пропустил ни единого из опубликованных там материалов и досконально знал все то, что там происходит. Как мало кто даже из постоянных членов блога.
Третий джентльмен, известный своим «негативистским» отношением к мнению других, что на деле не несло в себе ровным счетом ничего негативного; просто форма дискуссии у него была такова, что высказывание своего мнения он всегда начинал со слова «нет». На деле же он в любой момент готов был всем и все разъяснить и объяснить, но мало кто был готов его слушать после этого обескураживающего «Нет, я сейчас вам все объясню!» Хотя послушать его и стоило…
Ну и, наконец, четвертый член содружества, который, правда, не заслуживает особого внимания и описания, ибо слишком часто и слишком громко сам о себе заявляет и порядком всем уже надоел. Не хватало и нам еще о нем говорить или писать!
Встретились, обменялись рукопожатием и двумя-тремя малозначащими сентенциями, как и водится между джентльменами, о погоде и текущих делах. Среди прочего выяснилось, что не только у первого джентльмена, но и у всех остальных так или иначе что-то да связано с этими местами и с этим монастырем. Кто-то годами трудился в поте лица своего прямо напротив; кто-то там же, напротив, жил и живет; кто-то пробегает мимо него чуть ли не каждое утро, смахивая то ли пот со лба, то ли осеняя себя крестным знамением…
У окружающей, праздно шатающейся публики встреча четырех джентльменов не вызвала ни особого интереса, ни особых вопросов или подозрений: самым примечательным в этой четверке было лишь то, что в них, коллективно и порознь, не было ровным счетом ничего примечательного. Ну и слава Богу, это нашим героям было только на руку. Они даже попеняли нашему четвертому герою, что он вырядился в неподобающие случаю желтые панталоны. Идти домой переодеваться, однако, не было уже решительно никакого времени. Все посмотрели на часы и проследовали на территорию монастыря.
Здесь, лишь слегка осмотревшись по сторонам, компания тут же направилась прямиком к дальнему флигелю, где уделила непонятное внимание окнам четвертого этажа. При этом слышались слова: «Как можно не помнить, какое именно?» «Подозрительно все это…» «Я еще в прошлый раз обратил внимание…» «Трубная…» «Крестовский переулок…» «Конвоиры… Ссыльные….» «Колокола…»
Чувствовалось, что эти странные люди чего-то ждали, то и дело поглядывая на часы и спрашивая друг друга «Ну когда же?» и опять-таки поминая то ли колокола, то ли какой-то особый «колокол»… О Болотной, справедливости ради надо сказать, не было произнесено ни единого слова.
Затем, видимо, устав ждать, они все гуртом попытались подняться по лестнице в основной храм, но здесь им то ли преградил дорогу, то ли сами они, ища ответ на какой-то мучивший их вопрос, вступили в беседу с представителем местной «братии», которого один из наших «экскурсантов» по неосторожности назвал «святым отцом». Остальные на него тут же зашикали, батюшка же, наивный и добродушный, как все русские люди до «Украинского кризиса», ровным счетом ничего не заподозрив, прочел им целую то ли лекцию, то ли проповедь о… О двух вещах прочел им лекцию-проповедь отец Георгий: о подрывной деятельности католической церкви в отношении истинной апостольской церкви, православной, самый раскол в которой был, как выясняется, спровоцирован католическими орденами — прообразом нынешних ЦРУ и Интеллидженс Сервис… И о всехристианской любви, одна лишь которая способна привести к спасению человека и человечества в целом… Столь откровенный когнитивный диссонанс из уст слуги Господа на земле, свидетельствовавший о полном раздрае, царящем в умах даже лучших представителей рода человеческого, вверг наших героев в полную депрессию, но свечки за спасение рода человеческого они все же поставили. А один из них приобрел в местной лавке книгу о Св.Антонии, пытаемом или испытываемом вопросами некоего Св.Сильвестра. Неужели и святых мучают вопросы и сомнения? Что же о нас тогда толковать, грешных? С другой стороны, это хоть и не проливает большего света на нас, смертных, но делает чуть менее густой падающую на нас тень…
Тем временем сумерки сгущались, и надо было поспешать. Андреевские пруды путники миновали, практически не уделив им никакого внимания, — настолько они были увлечены обсуждением только что увиденного и услышанного. Отвлек их от разговоров о духе, уже на берегу Москва-реки, простой хлеб насущный в виде сладкой кукурузы с капучино:странное сочетание, согласен, но видимо способствует… А также — появление пятого члена сообщества. Это был молодой человек при… портфеле, что абсолютно не вязался с окружающей парковой действительностью, но придавал молодому человеку вид деловой и строгий. Делая неуместным и излишним вопрос о том, почему он, этот молодой человек, опоздал на битых полтора часа…
Отсюда путь наших героев вновь пошел в гору. То ли от этого, то ли от выпитого кофе насущного настроение у всех несколько улучшилось. Прозвучала даже пара анекдотов, но тоже на какие-то необычные и нетривиальные темы: один про Лопе де Вегу, а второй времен Отечественной войны 1812 года про поручика то ли Рождественского, то ли Прживальского. Хорошо еще, что поблизости не было слишком патриотически настроенных ушей… Хотя об, как это водится, всегда узнаЮт позже.
Немного поплутав по темным стежкам-дорожкам Воробьевки и начав уже волноваться, наши путешественники неожиданно для себя оказались прямиком перед, точнее прямиком под еще одной целью своего маленького путешествия. Это была стелла, у которой молодые Герцен и Огарев поклялись в верности делу революции, а теперь две или три влюбленные парочки, судя по всему, клялись в верности друг другу: на революционеров они явно не были похожи. Спугнув своим появлением и, по сути, спровадив аполитичных и мелких в своих устремлениях молодых людей, наши герои сделали коллективный снимок «на добрую и долгую память»с двумя своими великими предшественниками, подивились странной архитектуре стеллы и… нет, клясться они никому и ничему не стали, поскольку жизнь у них была уже скорее позади, чем впереди. Но наверняка задумались о своей роли в истории — Родины и вообще…
Затем, когда они уже двинулись в дальнейший путь, молодой человек с портфелем начал живо цитировать слова и мысли Н.Бердяева о роли и значении Герцена в истории революционного движения России. С ним не согласился, судя по всему его отец, прочитавший и отсидевший как-то аж 10 часов кряду в РАМТе на пьесе «Берег утопии» по Стоппарду. Чуть позже в спор вступил инициатор похода, сделавший упор на «былое и думы» самого автора «Сороки-воровки». Четвертый отреагировал декламацией «Баллады об историческом недосыпе – Памяти Герцена». И, наконец, пятый подвел черту, обозвав все это «Сплошной фантасмагорией». Слово это произвело должное впечатление, и все сразу смолкли. Тем более что и завершающий этап их путешествия был уже не за горами –, Воробьевыми, которые они успешно преодолели и находились теперь буквально в двух шагах от окончательной цели своего путешествия.
Крушение
Здесь их, правда, ждало жестокое разочарование. К ресторану Крынкина, где наши путешественники намеревались конвертировать пищу духовную в обычную, человеческую еду, они опоздали лет эдак на сто. Процессы, запущенные декабристами и самим Герценом и с энтузиазмом подхваченные последующими поколениями русских революционеров, камня на камне не оставили от того Храма Чревоугодия, которое являло собой некогда заведение г-на Крынкина. Не только тех гастрономических изысков, о которых мечтали наши друзья, таких, скажем, как «Правенсаль изъ дичи съ трюфелями» или «Консоме нове из рябчиковъ», но и следа от них, да и от самого ресторана давно не осталось. Не исключено, что таким образом следы эти заметал Подвойский, возивший, по преданию, сюда – с ведома или без ведома Есенина – Айседору Дункан. С намерением, по всей видимости, перекрестить эту мелкую и гуттаперчивую буржуа в стойкую революционерку и непоколебимого борца за народное счастье в самом оплоте мирового капитализма – в США. Представляете, как бы здорово и гордо это звучало – «Советские Штаты Америки»!
Казалось бы, какой назидательный конец у путешествия наших дилетантов! Начав свой путь на Горнем месте – в Святилище Духа, наши герои вслед за человечеством проделали долгий и многотрудный путь в поисках простого человеческого счастья – общества всеобщего благоденствия и всемерного потребления. Казалось бы, вот-вот, еще немного, еще чуть-чуть и они удовлетворят свои представления и мечты о тихом земном счастье, но тут… Какое разочарование! Все их ожидания и надежды обернулись остовами стен, останками фундамента и грудами кирпича … Слава Богу, что еще обошлось без дурного запаха и прочих неприятностей со штиблетами, которые нередки в подобных местах. Чтит все же народ свои святыни и память о Подвойском, а может, просто где-то поблизости имелось общественное заведение на этот счет? Кстати…
Нет, насколько все же символично и даже знаково, сказал бы я, не побоявшись этого слова, все это! И насколько созвучно с былыми и нынешними думами о жизни и о судьбе наших регрессивных авторов и мыслителей, к которым принадлежал и один из членов нашей группы путешественников. Оставить Храм Духа ради призрачного земного счастья и, преодолев массу тягот и забот, очутиться у разбитого… Так и подмывает сказать – у разбитой «крынки» – ресторана-корыта Крынкина… Само название-то насколько символично!
Нет воистину, ради уже одного этого стоило проделать весь этот путь: с горы — на гору, с вершины – на вершину… «Иллюзорных гор вершины» – «Visionary Mountains»…
Спасение
Да, я уже заканчивал эти свои записи, когда по Радио Rock FM передали эту песню Манфреда Манна. Надо же, лет сто не передавали, никогда не передавали, а здесь вот – взяли и передали! Ну, и во что после этого верить или не верить? «Иллюзорных гор вершины / Вдаль и вверх устремлены / Дать способные ответы / Тайнам жизни и любви…»
Примерно в таком же состоянии – состоянии полного замешательства, во что верить или не верить, и верить ли вообще, стояли наши герои – стояли, как некий рыцарь на распутье… Программа была исчерпана, земля же… московская земля в это ночное уже время с высоты Воробьевых гор была безвидна и пуста, и тьма над бездною… И дух наших путешественников был рассеян, а их мысли – кто бы постарался и собрал их все воедино? Нужен был какой-то заключительный аккорд, способный придать всему этому хаосу, внутри и вовне, хоть какой-то смысл и порядок. Слово… Слово…
У Иоанна Слово было в начале. У наших героев Оно прозвучало в конце. Но разве это – суть? Главное, что Оно прозвучало, разом вернув целостность их начавшей было свой зловещий распад натуре.
«Может, по стопочке?» — Все радостно закивали…
Метсо не заставило себя долго искать. Свято место всегда найдется! «К Крынкину не удолось, так хоть к Трамплинкину!» Ресторан «Трамплин» призывно звал наших друзей всеми своими огнями и не по-осеннему белоснежными креслами и диванами.
Тут же выяснилось, кто тут «джентльмен», а кто «лишь за компанию». Джентльменов оказалось двое – А.Казачков и Валера: это они заказали себе виски, выказав недюжинные познания в области видов и способов потребления этого напитка. Остальные лишь поддакивали и кивали, попивая свой «американо» вприкуску кто с чизкейками с профитролями. Заказать «капучино» в это предвечернее время в присутствии Саши не решился никто.
Все разомлели и подобрели. Споры прекратились. Болтали так: ни о чем и обо всем, но в основном о приятном и не способном вызвать двух мнений. О цели сегодняшнего маленького путешествия никто более не вспоминал.
А в чем, собственно говоря, была цель сегодняшнего путешествия?
Счастье долгого знакомства…Нет…мммм.. горжусь дружбой с вами!!! Ей-Богу горжусь. Особенно , после того, как понял, что на ходу теперь не могу говорить — дыханье иногда при быстром шаге перехватывает. Могу отдышаться только постояв немного и повспоминав Сашин «За бег!». Поэтому, правильно сделал, что не двинулся вслед за вами на гору. А то тормозил бы всю группу товарищей, да и только. Кстати, пару лет назад там, на ленгорах, действовал подъемник, почти как в Куршавеле, видимо. Садишься на двух-местную скамью, опускаешь защитную планку и вперед…ногами на подъем!
Вообще Воробьевы горы красивы всегда, в любое время года, но у меня, видимо, из-за трамплина, они, в большей степени, ассоциируются с зимними видами спорта, снегом, весельем, горками и т.д. Зиму я сейчас вспомнил еще и потому, что однажды, в студенческую пору, отдыхая зимой в д/о «Зеленый Курган» в районе ст. Истра, я увязался в поход за своими новыми друзьями-лыжниками. Славные ребята и не подозревали, что с ними рядом окажется реальный тормоз. Дав круг, километров 20, они мужественно сопровождали обессилившего меня до места назначения — столовой д/о. Замерзли при этом: пришлось идти медленнее, а одеты они были на скоростной ход. Но друга не бросили.
Мы опоздали к обеду. Собирали еду из всех оставшихся на столах супниц, запихивали в себя куски хлеба, запивая их остывшим киселем, но озноб не проходил. Самый сообразительны из нашей компании — студент-химик Леня — вдруг, вспомнил о своем соседе по комнате, молодом преподавателе химии из, кажется, МИХМа, у которого в бутылке на тумбочке накануне еще оставался недопитым необыкновенный португальский портвейн, который он никогда не пил один, а только в компании с Леней. Увидев его и нас, дрожащих, не согревшихся остывшим обедом, он, как настоящий педагог, благородно вымыл два стакана, нашел у соседей еще один и пожертвовал этим божественным напитком несчастным заиндивевшим студиозусам. Моих друзей студенческой поры, замечательных ребят-лыжников Леню и Володю, а также преподавателя МИХМа я с благодарностью вспоминаю в этом году уже как, однако, 40 лет. И вкус этого вина в зимний холодный день я помню уже ровно 40 лет…
Ося, ты не прав. Ты поступил неправильно. Ну, пришли бы к Крынкину на полчаса, ну на час позже: он нас дольше ждал, тем более что и вообще, как выясняется, не дождался.
В отношении же портвейна… Волею… уж не знаю волею там чего, но по такому вот, как всегда, странному стечению обстоятельств (с другой стороны, я начинаю уже ко всем этим странным совпадениям привыкать, и скоро буду удивляться уже тому, что что-то там не «стекается»…) мне в кои-то веки на прошлой неделе подарили бутылку портвейна, и надо же — родного, португальского и, судя по всему, недешевого! Так вот, почему бы нам не собраться на этой недельке и по старому, давно, правда, забытому уже обычаю не распить ее? Ориентировочно — в эту среду, у меня на Ленинском. Приглашаю всех. В случае если вдруг не хватит, что вряд ли с учетом нынешнего отсутствия тяги к приключениям, не проблема — внизу у нас «энотека»! Добавим!
Саша, спасибо за приглашение!
Я бы предложил распить бутылку твоего портвейна в одном из тех мест, в которых мы распивали этот божественный напиток в юности. Первое такое вспомнившееся место — Юлин подъезд дома на Ленинском, второй — садик у нашей школы перед приездом рок-группы (приезд организовала опять-таки Юля). Пустую бутылку мы тогда спрятали в раздевалке нашей школы на первом этаже, подложив его в мешок для обуви первоклассника. До сих пор каюсь, не лучший поступок в моей жизни. Повторить его, пожалуй, смысла нет, а вот в подъезде — запросто.
Хорошо, мы будем пить у меня дома, а тебе, Андрей, ностальгически, подадим в подъезд…
С одной стороны — опровергаю Сашины нумерологические размышления по поводу числа 4. Прежде всего, не четвертого, а первого числа. И не в четверг, а во вторник. С другой же стороны — действительно, практически четырехчасовая прогулка и 14 пройденных километров. И больше 900 сожженых кило-калорий. Чуть-чуть до тонны не дотянули.
Ну слава богу! Все разъяснилось! Обескуражило меня несоответствие чисел и дней недели, списала бы все на виски, но пил, как было доложено, Андрей, а проблемы с памятью случились у Саши :-))
Но вообще вы молодцы! И мне очень жаль, что мне не удалось составить вам компанию!
У Саши проблемы не с памятью. У Саши конфликт с реальностью… Подлая, она никак не хочет подчиниться моему воображению, а тут еще Андрей с Левоном на ее стороне и ей постоянно подыгрывают…
Вечно ты, Андрей, со своими нумерологическими и фактологическими изысканиями! Не даешь развернуться по полной! Тебе бы в кабаллисты записаться! И Левона туда с собою прихвати! Или ты… вы уже там?
Каббалист так каббалист. Предлагаю в таком случае свою нумерологическую версию:
Первого сентября во второй половине дня окно третьего этажа монастырского корпуса привлекло внимание четырех людей приличного вида. Потом к ним присоединился пятый, но не надолго, а через некоторое время шестой. Поднявшись на седьмое небо к восьми часам им удалось найти девятые врата и на этом закончить свое путешествие.
Более того, скажу тебе, что не 4 часа мы встретились, а в пять! Ну и чего ты этим добился? Подставь теперь свои точные фактологические выкладки в мой текст… «Во вторник первого числа, только что не четвертого месяца и года, но в пять часов пополудни у стен Андреевского монастыря, что на Воробьевых горах, встретились четыре пожилых человека, джентльмена…» Скажи еще — не «джентльмена», а просто «мужика»! Ну что, нравится? Весь смысл моего приема, призванного придать всей сцене ореол некоего тайного смысла и замысла, некоей конспирологии, я бы даже сказал, — все это улетучилось враз, да и вообще вся конструкция рушится и превращается в набор каких-то никому не нужных и дурацких деталей… Зато фактология соблюдена! Эх, такую песню испортил!..
Советую тебе, Андрей, прочитать рассказ Башевиса Зингера, «Борода», по-моему, называется. Рефреном там — «Не все, наверное, следует знать!» — я уже цитировал это где-то. Так вот и здесь тоже не всякая правда и не везде хороша! Иногда чем-то и где-то можно пренебречь ради достижения автором специального эффекта…
Cаша, здесь тот случай, когда твою конспирологическую гармонию я пытаюсь поверить своей неумолимой алгеброй. А именно — сакральный смысл нашего путешествия был в том, что оно (кстати совершенно случайно) случилось не 4, а именно 1 сентября, в день памяти покровителя Андреевского монастыря Андрея Стратилата, а также, что важно, в День знаний. А знания имеют немалое отношение к истории монастыря. Он ведь и основан был как первый русский университет, куда прибыли из Киева ученые монахи. И место было выбрано специально, чтобы было похоже на кручи Днепра. Так что надо бы отталкиваться именно от этой даты. А четвертое сентября никакого отношения к монастырю не имеет. поэтому меня и резануло начало твоего рассказа. Не было бы этой даты и все было бы нормально.
На чердаке,
В четверг,
Четвертого числа,
Четыре черненьких,
Чумазеньких чертенка,
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто…
К вопросу об окне на четвертом (пусть) этаже.
Когда-то я нашел в сети фото, сделанное из окна Андреевского монастыря во двор. Прямо таки на то место, где лет через 60 будут стоять четыре джентльмена и всматриваться в окна корпуса, который находится с правой стороны фотографии.
Все бы хорошо, но на фотке не было видно стены моего корпуса и соответственно окна, о чем я посетовал автору выложенного фото (хорошо, что в подписи был его электронный адрес). Через пару дней автор прислал мне письмо и сообщил, что древний фотограф откликнулся на мою просьбу и сфотографировал двор уже с видом моей стены и открытого окна в нашей квартире. Вторая фотка сделана лет через 10 после первой, а тому джентльмену, который в коляске, сейчас под 50.
а откуда известно, что там джентльмен, а не леди? :)
Надя, я забыл отметить, что в коляске находится человек, опубликовавший фото. Именно с ним я и переписывался!
К вопросу, как ты, Андрей, выражаешься, но не окна, а комнаты и не на четвертом, а третьем этаже. Песня уже упоминавшейся мною как-то Ольги Макеевой «Комната на третьем этаже». Думаю, очень тебе понравится. Песня, а не Ольга! Ведь отныне ты на девушек не глядишь!
http://omakeeva.ru/assorty.html
Было жаль, не получить ни единого отзыва на эту песню, которая, как мне казалось, должна была отозваться в душе каждого из нас, чье детство прошло в тех же коммунальных условиях, что и детство Ольги Макеевой. Не исключаю, правда, что мой комментарий с этой песней остался, друзья, вне вашего внимания, занятого книжными маршрутами, чебуреками и перепутанными страницами… На этот случай довожу до вашего сведения, что в эту субботу в Библиотеке им. М.Волошина, что у Новодевичьих прудов, в 19:00 будет концерт Ольги, на котором лично я обязательно буду. Настоятельно и вам рекомендую — оставит в душе неизгладимый след. Как оставил в прошлом году у меня и позже нашел отражение в моем очерке «Невозможный диалог». См.
Саша, пропустил твой комментарий. Прочитал только сейчас, после твоего напоминания. И песня и Ольга понравились. Голосок только больно тонкий. «А этот дом мне снится до сих пор, там комната на третьем этаже». Удивительно, но в моем неопубликованном комментарии на твой очерк «Мцыри» я как раз пишу о том, что мне иногда снится моя детская обитель. Комментарий не могу пока опубликовать по причине его недоработанности и противоречивости. Надо бы видимо разделить его на две части — одна pro-Мцыри, другая contra-Мцыри. Несколько раз брался за его отладку, но уносит то в одну сторону, то в другую. Но доделаю, теперь то уж точно.
Когда следующий поход?
Андрей, можно сходить на Любарова в Дом Нащокина. До 18 октября.
http://domnaschokina.ru/exhibition-of-vladimir-lyubarov-import-substitution/?lang=ru