Конец года не может не настраивать на философский лад. Вот и я подумал: что мы с годами? – С годами мы не более чем окатыши – камни и камешки округлой формы, выбрасываемые волной на берег. Эти камни попали в море совсем другими – неопределенной формы, зачастую с острыми углами. Жизнь ли выломала нас из земной тверди, сами ли мы выломались, но в основе этого всегда был конфликт, разрыв и одинокое плавание.
Река жизни подхватывает нас и увлекает за собой. Ты можешь, конечно же, выброситься на берег, но это будто не подвиг, а – самоубийство. Большая же часть оказавшихся в воде людей-камней увлекается рекой все дальше и дальше за горизонт.
Камни трутся друг о друга, сталкиваются со всеми попадающимися им по пути препятствиями, конфликтуют, несут ущерб… Но и обретают при этом нечто, что делает их жизнь менее конфликтной и болезненной. Прежде всего, они обретают новую форму – более гладкую и округлую, и благодаря этому все в жизни становится проще.
Свои новые навыки и приемы они пытаются передать своим детям, но те их не понимают – у них масса углов и граней, они все неправильной формы и цепляются за что ни поподя.
Наши же кругляшки докатились тем временем до самого моря, а то и до океана. Жизнь здесь совсем другая – размеренная и спокойная. Катаклизмы жизни происходят где-то там высоко-высоко, над их головами; морские течения не похожи на стремнины рек. Камешки наши лежат вполне себе комфортно на мягком песчаном дне или, в крайнем случае, самые активные из них, дрейфуют себе понемногу под влиянием теплых солоноватых течений.
Но рано или поздно случится шторм небывалой силы, который доберется и до наших «пенсионеров», подхватит их, увлечет своей мощной «рукой» и выбросит вместе с прибоем на берег.
Круг завершен. Ты снова стал частью суши. Ты кругл и гол, ты чувствуешь себя непривычно, ты незащищен и одинок. Ничего, привыкнешь. И еще… Еще тебя будет согревать мысль о том, что когда-нибудь, пусть через сотни, пусть через тысячи лет какой-нибудь проходящий по берегу мальчишка подхватит тебя и со словами: «О, вот этот подойдет! Какой плоский и увесистый!» – зашвырнет тебя подальше в море…
Саша, это по-настоящему хорошо! И это не философия, это больше, гораздо больше! Это мудрость!
Столько здесь смирения, согласия с жизнью! И еще одно,совершенно подкупившее меня: мы всего лишь часть этого огромного мира. Окатыши, выброшенные волной на берег, или гаснущие звезды, сияющие из последних сил во Вселенной,- это мы… Но свет от нас, даже погасших, будет литься еще долго…
Ревность неприятная штука во всех отношениях, особенно, когда ощущая ее внутри себя, все понимаешь, а сделать ничего не можешь. Так и я при прочтении сашиной притчи был буквально отравлен тупой ревностью к… этому «Новому Акрополю». Как же так, я и сотоварищи столько «бились» с автором на страницах Контрапункта c его (и своими) углами, призывая к спокойствию, мудрости, любви или употребляя образ автора — к округлости, а тут посещение нескольких лекций о каких-то там древних греках с китайцами и, пожалуйста — маленький шедевр, пронизанный, хоть и печалью, но пониманием сути и одухотворенности, за которую столько сам автор ратовал, но какими-то иными, угловатыми способами, более ранящими и царапающими.
Какой извилистый путь от когановского «Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!» до «Прежде всего, они обретают новую форму – более гладкую и округлую, и благодаря этому все в жизни становится проще.» Может это и есть то развитие, о котором сам Саша столько упоминал.
Намедни пересматривал «Особенности национальной охоты в зимний период», сейчас показалось, что концовка фильма с окончанием притчи об охотнике Ху Джоу скажет за меня лучше, чем я сам смогу сформулировать…
«…К концу шестого года
показалось Ху Джоу,
что проник он в самую суть
охотничьего мастерства.
Ибо не добыча, а само понятие стало
для него главным.
Рассказал он об этом открытии учителю.
Тот подумал, разглядывая ученика,
а потом сказал:
«А теперь тебе предстоит постичь то,
что превыше этого
и что является основой нашей школы».
Что мне нужно сделать для этого?
«Неужели еще несколько лет
медитировать во дворе?» —
немного растерялся Ху Джоу.
«Ты истощил свою душу
поисками скрытого смысла» —
улыбнулся учитель.
Попытайся избавиться от этого
и открой в себе любовь ко всему,
что тебя окружает.
Может, ты искал то, что постоянно
находилось в тебе,
и нужно только почувствовать это.»
Если отбросить все сказанное выше, то эссе-притча Саши понравилась и по форме, и по содержанию, и по настроению, и… по надеждам на будущее.
Cаша мне своей притчей добавил оптимизма хотя бы в том, что теперь я точно знаю, что хотя бы одно хорошее дело в жизни сделал. Вот мальчишка, бросающий плоский и увесистый камушек в Черное море в далеком-далеком году. Кто получился из того камня — мужчина? женщина? в какой стране живет? чем дышит?
Вторая ассоциация — Рига, еще советское время, в доме наших друзей я листаю огромный том Рериха латвийского издания тридцатых годов. Запомнилась фраза: «Если найдешь в горах камень, возьми его в руку и крепко сожми — камень сам тебе расскажет о длинном пути своем»
«Под лежачий камень вода не течет». Или: «катящийся камень мхом не обрастает». Из этой пословицы вышло название группы «Роллинг стоунз»: the rolling stones gather no moss.
Если что-то не так понял в притче про камни, то извините.
Сашу, как и всех Вас, дорогие, неравнодушные, поздравляю с наступающим Рождеством Христовым!
P.S. Подождем Сашиных откликов на наши комментарии. Тогда, Левон, и сделаем выводы по части «мудрости» автора и твоей «тупой ревности к «Новому Акрополю».
Примете в качестве иллюстрации? :)
Я бы предпочла на более теплом и солнечном берегу лежать, и море чтобы было ласковое и синее-синее…
А еще хотела бы, чтобы по мне ходили, а не спотыкались бы об меня…:-)
Мою фотку надо было разместить с возможностью увеличения. Ибо там вся фишка в надписи на стенде :)
Левон! Обеспечь, пожалуйста!
Слушаю и повинуюсь.
Мыслями все время возвращаюсь к теме, поднятой в Сашином эссе-притче. Все пытаюсь свое воображение и сознание привести в какой-то порядок, что бы получить все большее и большее знание от прочитанного.
Сравнение жизненной линии человека с «судьбой» и «жизнью» камней, безусловно, достаточно рискованная инициатива. Однако прошло немного времени с момента появления этого поста и мы уже читаем массу интересного в откликах на него. Равнодушных нет. Выскажу свои, возможно, еще сырые мысли по существу.
Рождение камня (генезис), как и его дальнейшие «жизнь и судьба», вполне себе наукой описанный и прочувствованный процесс. Глядя на образец породы или минеральный индивид, геолог может достаточно быстро восстановить весь путь слагающей их материи, начиная с условного извержения магмы или с желеобразной затравки живого вещества в известковом осадке, из которого, в конце концов, получится тот самый «кремешок», который мы так любим запускать по глади реки или пруда. Более того, про горные породы, слагающие нашу планету, известно если не все, то чрезвычайно много: о них расскажут и химические элементы, и удельный вес и плотность — определяющие физические характеристики камней. То есть, от условий происхождения образцов материального естественного мира — камней, в существенной степени, зависит их дальнейшая судьба — та самая округлость, угловатость и даже дальность перемещения, которую, по всей видимости, можно с учетом перечисленного и скорости водного потока рассчитать.
Можем ли мы провести параллель здесь между происхождением и жизнью камня и с зарождением жизни человека и его дальнейшей судьбой после пришествия в этот Мир? Сразу «крикнуть» в запале: «конечно!» — у меня язык не поворачивается. Восхищаясь смелостью автора, тем не менее, пытаюсь полемизировать с ним. «И создал Господь Бог человека из праха земного». В «Бытии», Главе 2 «Творение первого человека» заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли (А.П. Лопухин. Толковая Библия…).
«Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее». Я лично, скорее, уподоблю человека, его жизнь и судьбу, полевым растениям, злакам, рядом с которыми по времени Господь Бог его и сотворил. Конечно, растение без почвы расти не будет. Основа почвы – это подстилающие и со временем разрушающиеся под воздействием воды, солнца и микроорганизмов горные породы. Злаки, созрев на поле, попадают на ток, потом на мельницу, а там, как известно, жернова из твердого кремнистого камня, которые не оставляют им ни единого шанса не стать мукой или крупой. Страшно, но весь ХХ в., впрочем, как и предыдущие, для нашей страны — это история перемалывания «злаков» в муку. А в ней, истории, сегодня, скорее, видны тенденции на продолжение этого процесса. Очевидно, что здесь и кроется основное разногласие с главным и весьма оптимистическим философским выводом автора: «С годами мы не более чем окатыши – камни и камешки округлой формы, выбрасываемые волной на берег».
P.S. Как представитель геологической науки, я полностью разделяю воззрения В.И. Вернадского на зарождение жизни в результате взаимодействия живой (микроорганизмы) и косной (минеральный мир, горные породы, почва и т.д.) материи (кстати, религиозным воззрениям не так уж и противоречит). Все остальное – «жизнь и судьба» и, страшно сказать, ЛЮБОВЬ — это есть результат этого процесса био-косных превращений.
P.P.S. Фишка в фотке Нади Жуковой отменная. Сам я страсть как люблю фотографировать такие плакатики-постеры.
Левон! Спасибо!
Надя, это просто здорово и очень в тему!
Иосиф, мне с самого первого вашего комментария показалось, что мы очень хорошо друг друга понимаем.
А вообще, очень хочется со всеми встретиться!
Алла!
Если честно, то я ждал именно Вашего отклика на мой комментарий. Спасибо. Вы меня окрыляете.