«Так что же делать Арджуне?»

65. Все страданья его исчезают при ясности духа / Ибо при ясном сознании укрепляется разум.

Бхагавадгита

Такой или почти такой вопрос задала вчера нашей аудитории ведущая курса по философии в рамках «Студии целостного человека» при «Новом Акрополе».

— «И что, как вы думаете, сделал Арджуна?»

За минуту до этого она, экономя наше драгоценное время, вкратце пересказала нам  «Бхагавадгиту» и ввела в курс древнеиндийского эпоса «Махабхараты», насчитывающей ни много ни мало сто тысяч двустиший, что, для сравнения, в восемь с половиной раз превышает «Илиаду» и «Одиссею» вместе взятые.

Да, экономия времени существенная! Представляете, сколько телепередач можно посмотреть, сколько сайтов в Интернете!

Арджуна в древнеиндийском эпосе символизирует человека с его слабыми и сильными сторонами, с его несомненными достоинствами, но также и недостатками – скажем, страхами и сомнениями, как, например, в  этом случае.  Арджуна стоит посреди бранного поля Куру, символизирующего душу человека, накануне начала великой и решающей битвы, эдакого древнеиндийского Армагеддона, между силами самого Арджуны и его братьев из рода Пандава, символизирующих мировое Добро, и силами рода Каурава, воплощающими  мировое Зло. По иронии судьбы Пандавы и Кауравы – близкие родственники, что и порождает неожиданно в душе Арджуны ужас и смятение. Ведь как можно биться насмерть с тем, что есть плоть от плоти твоей?

Так и в жизни, — поясняет нам повествующая  Ольга Владимировна. – Мы сжились со своими недостатками – ленью, раздражительностью, нерешительностью, скупостью… Они стали частью нас, и нам по-своему жаль их. Как жаль самих себя. К тому же мы всегда рады спасовать и отложить эту борьбу – сами же наши недостатки нас к этому и побуждают: та же лень, та же нерешительность, та же трусость…

— «Так что же делать Арджуне?»

Нерешительные предположения из аудитории: «Сложить оружие»… «Не противиться злу»… «Самоустраниться, пусть сами разбираются между собой»… «Надо более философски смотреть на вещи»… и т.д. вплоть до совсем уж, казалось бы,  абсурдных – «Покончить с собой»…

«Нет, нет, нет…» — обрывает нас Ольга Владимировна. И вдруг: «Да, правильно! Вступить в решительный бой! Вы, наверное, читали…»

Силы Добра, Пандавы, вступают в битву с силами Зла, Кауравами, и в результате долгой, кровавой и жестокой сечи все же побеждают. Справедливость и Закон торжествуют. Город  Хастинапура, символизирующий Мудрость и Счастье, достается достойному.

Вот без малого  основная мудрость Древней Индии, пришедшая к нам через тысячелетия: по некоторым сведениям, Махабхарата написана еще 7 тысяч лет назад. Причем записана она была лишь две тысячи лет назад, а до этого передавалась из поколения в поколение изустно…

Все это, конечно, поражает воображение, но что-то меня все-таки не убеждает окончательно, что-то шевелится  и порождает сомнение в универсальности подхода и конечности данной истины. Я гоню от себя эти сомнения в абсолютном авторитете вековой мудрости, я гоню от себя еретические мысли.

Пока вдруг, сегодня, они не отливаются в четкую и ясную форму. Мысли о наших спорах на блоге определенно помогли мне в этом. Вся история политической борьбы в мире помогла мне. Кто и когда боролся с врагом внутренним – ведь всегда был и есть враг внешний! Кто осудит, кто подвергнет порицанию себя любимого, будь он даже трижды неправ и виноват? Быть может, в определенных обстоятельствах  он бы так и поступил, но благо всегда есть некто на стороне, на кого всегда можно навесить всех собак. Это тот наш пресловутый «ближний», которого можно всегда обвинить во всем: во всех наших неудачах, проблемах и неурядицах. Для России это всегда была Европа, а теперь вот и Америка; для жителей с периферии – москвичи, а для москвичей  — инородцы; для моих оппонентов на блоге – наверное, я сам…

Вот так и Арджуна. Наверное, постоял-постоял со своим войском напротив войска своих ближайших родственников – эдакий вариант нашего «Стояния на Угре» — развернулся да и пошел против каких-нибудь там гуннов или иных каких «неариев». Да, такой поворот событий куда более правдив и вероятен. Так оно, как правило, и случается в жизни – и личной, и общественной, и межгосударственной.

Так что же, тысячелетняя мудрость – промашка некоторая вышла? Надо будет на следующем занятии теперь уже мне Ольге Владимировне этот вопрос задать: «Не нашел ли себе Арджуна другого врага, на стороне?»