Представление Анны Висетти
«Сегодня, в канун Женского дня, мне особенно приятно представить работы одной из виновниц данного торжества, даром что проживает она за 2,5 тысячи километров от нас – в курортном городишке Споторно, что на Лигурийском побережье Италии. Мне приходилось там бывать, но об этом позже. Сейчас – все внимание нашей дебютантке.
Ее зовут Анна Висетти, а ее работы я впервые увидел дома у своего бывшего коллеги Челесте Сальвадори, к которому и поныне время от времени наведываюсь. Тем более что это каждый раз обещает море, солнце, прогулки на катере днем и свежайшую рыбу на гриле вечером.
Вот и сегодня работы Анны напомнили мне эти прекрасные дни.
Благодаря своему творчеству Анна, которой сейчас 71 год, переживает вторую молодость. Живопись всегда привлекала ее, но до пенсии она могла об этом только мечтать: коммерческая деятельность, тем более свой бизнес, не располагают к творчеству, а, главное, не оставляют для этого ни малейшего времени.
Зато, отойдя от дел и получив в дополнение к несомненным способностям от рождения неплохие навыки в т.н. «университете третьей возрастной категории», а проще говоря «для людей вышедших на пенсию», Анна смогла отдаться вполне этой своей страсти.
Честь и хвала людям, которые вплоть до такого возраста сохранили жажду дальнейшего развития – самосовершенствования! И честь и хвала обществу, обеспечившему им такую возможность! Насколько я знаю, обучение в этом возрасте абсолютно бесплатное даже для тех, у кого для этого есть необходимые средства. Уровень цивилизации того или иного общества, — приходилось мне где-то слышать, — определяется уровнем заботы этого общества в отношении своих стариков и инвалидов… Это на каком же уровне цивилизованности находимся мы? Тоже где-нибудь между Ганой и Нигерией?
Нет, у нас в России, как известно еще со времен Горького, можно рассчитывать только на «свои университеты», что для истинных талантов, как выясняется, не так уж и мало. Жаль только тех многочисленных, не столь ярких, что способны проявить себя при любых обстоятельствах и даже вопреки таковым… Так вот, жалко тех менее ярких, но гораздо более многочисленных, что, подобно Анне, могли бы развиться до вполне приличного уровня и радовать нас, но так и останутся лишь «в потенциале». А без этого наша культура так и будет являть собой не хребет, не гряду, не горный массив, а две-три вершины, что тянутся к небу откуда-то из бездны.
Эти две-три вершины не делают погоды для тех, кто в бездне, не служат для них ориентиром и примером. Тем более, что те, кто в бездне, как правило, эти вершины даже и не видят, а если и видят, то считают оптическим обманом, к их жизни не имеющим ровным счетом никакого отношения.
Ну, вот и хотел бы не касаться политики, а не очень-то получается! Оставим же нашу «многострадальную Родину», как выразился недавно один мой приятель, и перенесемся, благодаря Анне Висетти, за две с половиной тысячи километров в Споторно! Сегодня ночью он обязательно мне приснится. Тебе же, уважаемый читатель, я предлагаю, помимо картин Анны, свои фотографии и те мысли, что посетили меня в мой последний приезд в этой милый средиземноморский городок.
Еще раз спасибо Анне, спасибо и тебе, друг Челесте, выполнивший мою просьбу и приславший мне фотоснимки этих картин… Спасибо за эти солнечные зайчики на фоне наших серых и унылых февральских улиц, за эти несколько чистых нот на фоне нашей нынешней насквозь фальшивой политической трескотни, за этот глоток чистого морского воздуха посреди угарной атмосферы нашей т.н. «президентской кампании»…»
Александр Бабков
Мысли из Споторно
А. Бабков

  • …«Пусть даже все «да», я – все равно «нет»… В мире всеобщего и тотального потребления, где с равной степенью жадности поглощается все: еда, питье, одежда, развлечения, удобства, информация – мне бы хотелось, несмотря на все материальные возможности, двигаться обратным курсом: все меньше и меньше потреблять, за исключением, быть может, пищи духовного порядка, и по возможности больше производить, в основном в плане культурных ценностей. Выражаясь более образно, мне хотелось бы уйти с этого пира во время чумы и удалиться в уединенное место на природе ли, в библиотеке, в храме, чтобы инициировать и дать выход своим творческим порывам. Есть ли они у меня – это еще вопрос. Была бы в этом уверенность, стал бы я жить в мире, в котором сейчас живу?!! Как завидую я людям типа Муратова, Мережковского, Бердяева и иже с ними, которые жили и, похоже, без видимых усилий в мире своих творческих порывов и грез. Завидую их тонкой, отзывчивой душе, мгновенно реагирующей на явления окружающей действительности, мгновенно вспыхивающей божественным пламенем и этим пламенем согревающей их самих и весь окружающий мир.
  • Моя потребность в людях очень и очень относительна. Но я бы предпочел не вдаваться в подробности…
  • Жить в такой стране, как Италия, кощунственно. В той же степени, в которой кощунственно жить в церкви. В Италии, как и в церковь, нужно приходить на время и молиться.
  • Лиши итальянцев возможности красоваться перед собой и перед другими… Нет, лучше убей его!… Это гуманнее.
  • Так вот какой он – бархатный сезон! Бархатное все – вода, солнце, краски и даже галька под полотенцем – она тоже бархатная. Люди тоже какие-то… плюшевые. Да и как можно быть другим в этом бархатном окружении?
  • Первая мысль при виде такого количества стариков: «Вот она – компенсация за то многое, чего они уже лишены». Вторая – «Нет, это все те же избранные, которые и в молодости-то ничего не были лишены, ни в чем себе не отказывали. Вот и теперь они продолжают наслаждаться жизнью. А те молодые, что вынуждены отказывать себе во всем сегодня, им путь сюда заказан и через десятки лет»…
  • С возрастом происходит трансформация зрения: если раньше в той же Италии глаз выбирал только то, что прекрасно, и сознательно игнорировал все то, что нарушает эту идиллию, то сейчас в первую очередь видишь проблемы, пусть даже уже в следующий миг пытаешься компенсировать это чем-то положительным.

А, может, это просто жизнь в Италии меняется к худшему?

  • Сначала глаз выхватывает отдельные недостатки, и это несколько снижает впечатление от увиденного. Ты досадуешь на себя, но ничего не можешь с этим поделать. Правда, это не надолго. Прелести местного окружения, как ластиком, стирают все огрехи и шероховатости, более того, очень скоро они уже сами по себе оказываются едва ли не достоинствами. Ты вновь подпал под обаяние Италии…

фотографии А.Бабкова