Дорогие, контрапунктисты-блогочане и сочувствующие!
От всего сердца поздравляю вас с наступающим Новым годом и Рождеством!
Да минуют всех вас тревожные прогнозы на 2012-ый, да рассеются все опасения за близких и родных.
Да поможет нам Бог!
Да поможем сами себе!
Да поможет нам Контрапункт!
Да поможет нам А.Б.!
С любовью и уважением,
редактор.
(из моей коллекции новогодних открыток, 1962-ой год)
Разрешите также представить вам поздравление Александра Бабкова, который «поперед батьки» нетерпеливо вылез с некоторыми итогами года, отбирая редакторский хлеб традиционного Редакторского послания, обычно публикуемого после праздников.
Поскольку в целом согласен, с удовольствием и облегчением предоставляю трибуну Саше.
«Дорогие друзья!
Всех вас, читающих, пишущих, рисующих, фотографирующих и просто сочувствующих – всех поздравляю с Новым годом и Рождеством!
Год был неплохим, хоть и заканчивается для меня немного болезненно. Но это все ерунда, особенно на фоне тех творческих радостей, что он мне принес.
Любители статистики могут подсчитать, но, по-моему, и без арифмометра видно, что публикаций у меня стало (возможно ли такое?) больше. Надеюсь, что и качество публикуемых материалов немного подросло. Во всяком случае, Левон, наш главный редактор, хвалил чаще.
Радует меня также и то, что ряды наших соблогеров выросли и уплотнились. Были, конечно, и не отметившиеся, другие исчезли, едва отметившись – так сказать, не прижились, но функцию свою они уже и этим, думаю, выполнили, вклад свой в наше становление внесли. И на том им спасибо.
Левон, наш главный редактор и по совместительству цензор, ведущий контроль и учет всему, порой даже восторженности и пафосу, не сомневаюсь, назовет все имена и всем воздаст по заслугам. Я же хотел высказать только самые общие мысли и впечатления.
К возросшим рядам. Особо хотелось бы отметить тех, в ком талант не то, чтобы «проклюнулся», но вышел на качественно новый уровень. Это в первую очередь Леша Алаев и Андрей Казачков, а также, несомненно, Юля Цхведиани, которую из чувства такта, как свою жену, я не мог поставить на первое место, но которая наряду с Лешей меня немало удивила. Всю жизнь она была известна как непревзойденный мастер разговорного жанра. Ее первые письменные опыты, честно говоря, меня не очень вдохновили. Но стоило ей вчитаться в меня, как – в силу чего? – духа ли соревновательности? нежелания в чем-то мне уступить? – не важно! – как уровень ее рассказов подскочил на порядок. И теперь уже я нахожу свое самолюбие несколько уязвленным. Юля! Позавчера ты не потеряла перчатку, это я поднял ее, оброненную тобою: в новом году постараюсь выступить на твоем же поле – поле любовного рассказа. Тем более что кое-что у меня в этом духе уже припасено.
Уж с кем никак, при всей своей способности к перевоплощению и имитаторству, мне не удастся «схлестнуться», так это с Лешей Алаевым. И пытаться не буду: ни на английском, ни даже на практически родном мне итальянском. Я просто не понимаю, как такое может быть. А не увидел бы – и не поверил, что такое возможно!
Если Юля – открытие года, то Леша – не меньше, чем десятилетия, а то нескольких. Я искренне горд, что в каком-то смысле подтолкнул его к переводу серьезной поэзии.
Андрей Казачков тоже блеснул парочкой вполне зрелых, а главное, вдохновенных «вещичек», продемонстрировав неплохой потенциал. Плохо, однако, что не верит в собственные силы и талант. Не ищет его в себе, а робко вздымает очи горЕ и взывает к небу. Андрей! Небо не единственный источник вдохновения. Вдохновение – продукт двух сил: одной – да, нисходящей с небес, а другой – de profundis – восходящей из твоих собственных глубин…
Теперь о «сочувствующих». Жаль, очень жаль почти совсем исчезнувшего с нашего горизонта Женю Селионова. Так хорошо было начал, с азартом… вписался… Но затем постепенно сошел на нет. Наверное, в чем-то наша недоработка. Не прижился и Юра Гельгор… А как горячо спорили! Какие интересные мысли высказывали, какие тонкие замечания! Я рад, что на основании почти шестидесяти (!) высказываний и комментариев догадался сделать своеобразное резюме из числа наиболее интересных, вполне афористического толка. По мне, так это один из самых интересных материалов года.
К сожалению, таких живых и горячих дискуссий в 2011 году уже больше не было. Провалился наш с Кулагиным проект на зависть Платону – «Диалоги»; так и не предложил Левону идею своеобразной «дуэли»… Чем это объяснить? Не нащупали новых «больных» и актуальных тем? Отчаялись друг друга в чем-то убедить? Растеряли полемический задор? Стали более философски смотреть на жизнь?
Наверное, всего понемножку. Но все-таки немного жаль. Не знаю, рождается ли истина в споре, но то, что вне спора, в обстановке всеобщего благодушия, она даже и не зарождается – в этом у меня уж точно нет ни малейшего сомнения.
Но что мы все о потерях, да о нереализованных возможностях? Зато чудесным образом, «двадцать лет спустя», вновь появилась на нашем небосклоне звезда Аллы Лаппала, да не одна, а в паре с дочкой Ликой – маленькой, но уже подающей огромные надежды, правда, в области гораздо более точных наук, звездочкой.
Вообще-то отрадно, что к нам постепенно подтягиваются представители нового поколения – например, Алина Бабаян, которая пошла по стопам своего отца, но путями гораздо более прямыми и целомудренными. Ника, сын Левона, тоже отметился, но пока что только ногами. К чести своей, он восстановил традицию Липок как места проведения футбольного турнира, и это всколыхнуло самые теплые воспоминания у всех его былых участников. «Какая чудная, легкая, дружественная атмосфера была!» — вот лишь один ностальгический вздох, которым отметился в «Комментариях» Сергей Карпов, не самый даже, надо сказать, активный участник турнира, сотрясавшего в свое время окрестности Крылатского, Нескучного сада и уже упоминавшихся Липок.
Ряды молодых авторов могли бы вырасти еще больше, если бы не проявивший задатки Аргуса главный редактор Л.Бабаян, который твердо – и слишком строго, на мой взгляд, – встал на защиту уровня художественности публикуемых материалов. Если и дальше так пойдет, то придется переименовать Левона из «главреда» в «Главлит»а…
Вы скажете, «об учредителях либо хорошо, либо ничего», но я лишь частично соглашусь с вами и, во всяком случае, а) поблагодарю Левона за бесконечные поиски себя и своего стиля, причем в самых разных жанрах, и б) попеняю Андрею Кулагину, который крайне нерегулярно появлялся на страницах блога. Все понятно, у него новый проект — «Холодки», но это не значит, что нужно заморозить все остальные проекты! В конце концов – на самый худой конец – можно же использовать и поле «Контрапункта» для популяризации своей основной деятельности… У меня и у самого проектов хватает: от служебных до тех, что скорее относятся к категории хобби; плюс семейных обязанностей все прибавляется и прибавляется, плюс, вот теперь, здоровье поправлять надо…
Но в ряду этих проектов и обязанностей «Контрапункт» занимает особое место. Честно говоря, я не совсем понимаю, как мог раньше жить и обходиться без него. «Контрапункт» вывел на новый уровень общение между всеми его участниками – с формального на неформальный. Да, не все вновь открывшиеся черты и особенности характера друг друга нам по нраву, как, впрочем, и свои собственные – представьте себе, открываются и такие! Но все они, во-первых, не несовместимы с жизнью в коллективе, а во-вторых, компенсируются вполне тем новым взглядом, что открывается тебе на окружающую действительность и на самого себя.
Не знаю, как остальные, но лично я с открытием блога почувствовал себя, как, наверное, в свое время человечество в целом, вырвавшееся из замкнутого круга истории (где-то я уже писал об этом) и получившее ускорение для движения в определенном направлении.
Правильное оно, это направление, нет ли – покажет время. Но уже сама поступательность движения, не дает ли она чувство удовлетворения, не наполняет ли жизнь если не смыслом, то, по крайней мере, определенным содержанием?..»
маленькое добавление от редактора
Хотелось бы ещё отметить замечательный материал Бориса Антонова о митинге в память Джона Леннона.
Любі друзі!!! Вітаю з Новорічними Святами Вас та Ваши сім’ї !!! Нехай Новий Рік несе Вам радість та здоров’я, добрий гумор та творче натхнення!!! Бажаю усяких гараздів авторам і читачам славетного «Контрапункту». Завжди Ваш — Євген.
Женя, спасибо тебе большое! А с… – кто там у нас последним был на Украине? – а, с Андрея Казачкова! — перевод на русский, причем, сообразно пожеланиям “Евгена”, с “добрым гумором”!..
Не попал, Саня. В «добром гуморі» — это значит «в хорошем настроении», а так все понятно, как мне, почти хохлу, кажется и без перевода!
А що тут перводіть? Тут все зрозуміло. З новим роком і Різдвом Христовим всіх вас дорогі мої !
Onnellista uutta vuotta!
Boldog ?j ?vet!
Mit Neujahr!
С новым годом, Александр! Андрей Чирков.
Дорогой Саша! Получить от тебя похвалу — это лучший подарок к Новому году! Спасибо тебе еще и за то, что у тебя хватает терпения быть моим первым читателем и критиком, редактором и, в какой-то степени, соавтором!
Как-то пропустил это поздравление. Ну, лучше поздно, чем никогда. Согласен, что Контрапункт открыл новые и очень неожиданно приятные возможности общения старых друзей и приобретения новых, что с возрастом приобретает особое значение. К тому же, с Сашиной легкой руки я могу теперь подписываться скромно:
Открытие Десятилетия.
Какая благостная атмосфера воцарилась на нашем блоге в канун 2012 года!
Левон, не за такую ли пасторальную картинку ты ратовал? Не такой ли «конфетюр» видится тебе в снах твоих и мечтаниях?
«Тишь да гладь, да божья благодать…»
Нет, я не ищу «бури» подобно лермонтовскому «герою» – «белому парусу», но, не скрою, мне больше по душе взаимное подзуживание, критика и споры, правда, исключительно дружеского и благожелательного свойства. Не злые. Но «неуклончиво строгие», как говорил Петр Вяземский.
А вот возьму и процитирую здесь этого… поэта? – Нет, Гоголь отказал Вяземскому в звании «поэта по призванию», уточнив, что талант поэта был дан тому судьбой «как бы впридачу» ко всем прочим дарам и способностям. Кого-то мне это напоминает!
А цитата из Вяземского – как нельзя кстати с учетом все никак не преходящих праздников, а еще и потому, что «есть нечто, – опять процитирую Гоголя, – вырванное живьем из самого сердца»:
Я пью за здоровье немногих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.
Я пью за здоровье далеких,
Далеких, но милых друзей,
Друзей, как и я, одиноких
Средь чуждых сердцам их людей.
Все мы, собравшиеся здесь, на блоге, пишущие прозой или стихами, философствующие, рисующие, фотографирующие – все мы наделены, по жизни, другими «дарами и способностями», другими судьбами, а все, что делаем здесь – это как бы впридачу, как бы между делом. Да, именно так выразился Николай Васильевич.
Но лично меня это не обескураживает и даже не смущает. Я уверен: то, что выставляем здесь мы – это не тот «фонтан», который, по словам другого «классика» – Козьмы Пруткова, должно заткнуть. Мы только-только открыли его в себе, и не затыкать его нужно, а всячески в себе культивировать и развивать.
И как знать, быть может, на склоне лет он станет для нас источником не меньшей радости, чем те иные, что были на заре нашей молодости и сопровождали нас в зрелые годы нашей жизни.
Нам предоставляется уникальная возможность – прожить еще одну, в большей или меньшей степени – творческую жизнь. Не об этом ли «труде» писал тот же Гоголь – «что заставляет целиком всего человека обратиться к себе и уйти в себя» и «что есть наш избавитель»? «На нем только, – цитирует он того же Вяземского, –
Душа прямится, крепнет воля,
И наша собственная доля
Определяется видней.
Да, почаще бы надо обращаться к классикам. Лишний раз убеждаюсь в том, что они и сегодня «живее» многих ныне живущих. Тут, намедни, прочитал в «Независимой» и мною уже цитировавшейся газете (см. «Как не надо писать сегодня») раздел «Ex Libris» и поразился способности некоторых писателей и поэтов нашу донельзя упростившуюся и измельчавшую жизнь до того же «нЕльзя» усложнить и «углУбить». Не по сути, а исключительно по форме. Только Вяземским и Гоголем – спасибо им – и спасся…
Не знаю как насчет «подзуживания» — по-моему год назад некоторые брали обязятельства сократить или держать под контролем это качество. И мне кажется мы добились некоторых успехов в этом. Но это, к слову. А вот приведенный Сашей стих Петра Вяземского мне пришелся по душе и я не смог себя остановить и перевел его на английский следующим образом:
I toast to the health of few people,
The few, but devoted friends,
The friends unequivocally truthful
Through tempting and volatile trends.
I toast to the health of my distant,
My distant but lovely friends,
The friends like myself so lonely
On foreign unwelcoming lands.
Как оказывается Саша не единственный из великих, кто ищет «бури». Прямо сегодня наткнулся на стихотворение Константина Бальмонта совершенно созвучное с Сашиными мыслями как мне показалось.
КИНЖАЛЬНЫЕ СЛОВА
Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных
Гармогических пиров
И напевов колыбельных.
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний,
Я хочу горяших зданий,
Я хочу кричащих бурь!
Упоение покоя –
Усыпление ума.
Пусть же вспыхнет море зноя,
Пусть же в сердце дрогнет тьма.
Я хочу иных бряцаний
Для моих иных пиров,
Я хочу кинжальных слов
И предсмертных восклицаний!
Ну и конечно, я не удержался и перевел эти строки на английский.
DAGGER WORDS
I am sick of gentle dreams,
Of this wholesome exultation
Of harmonic cradle songs
And the rightful celebrations.
I would like to break azure
Of the peaceful reveries,
I would like strong storm as cure,
Burning all the treasuries.
Quietness intoxication —
Sends the brain in peaceful dream.
Let your true imagination
Push your heartbeat to extreme.
I would like my celebrations
Filled with sharpness of the swords,
I would like some dagger words
And submortem exclamations.