Один из тех прекрасный дней, когда ты принадлежишь только себе…
Все, все – работа, семья, Москва… – все это осталось позади и уходит все дальше и дальше: ведь ты в стиле роуд-мувиз Вендерса и Джармуша несешься на автомобиле по полупустой автостраде, сам не зная толком куда, и уже это само по себе дает тебе сказочное ощущение свободы.
Маленькое путешествие. Out and In…
Один из тех прекрасный дней, когда ты принадлежишь только себе…
Все, все – работа, семья, Москва… – все это осталось позади и уходит все дальше и дальше: ведь ты в стиле роуд-мувиз Вендерса и Джармуша несешься на автомобиле по полупустой автостраде, сам не зная толком куда, и уже это само по себе дает тебе сказочное ощущение свободы.
Как далеко ты сможешь зайти в этот раз? В прошлый ты очнулся лишь на 180-м километре и по инерции проехал еще 40 или 50. Вернулся домой заполночь, и все беспокоились. «Где ты был?» – Но в ответ ты лишь загадочно улыбнулся. Никто не задавал тебе больше лишних вопросов. «Чудак, что с него возьмешь!» Главное, чтобы назавтра пришел в себя и пошел на работу…
…Мелькают верстовые столбы, картинки за окном переходят одна в другую – без деталей, без особых примет, все они сливаются в итоге в одну сплошную полосу на дороге, которая убегает в бесконечность…
… Но ты не один. Из магнитолы доносится голос твоего любимого Боно. Ты даже не заметил, когда поставил последний диск U2 – “Songs Of Innocence”… Но подсознательно отметил для себя вторую по счету песню. Первую ты и вовсе пропустил: не понятно когда, но она уже успела приестся тебе. А вот вторая – что это за вещь? А, “Every Breaking Wave” – вот ее бы ты поставил еще раз. Она чем-то задела тебя. Все остальное тоже неплохо, но сделано, как кажется, по одному и тому же шаблону – фирменному шаблону Боно и Эджа, ставшего за сорок лет неким стандартом…
“Breaking Wave” же выпадает из этого ряда, и ты ставишь ее вновь и вновь – она оказывается прекрасным саундтреком к твоему сегодняшнему роуд-муви, к твоему маленькому путешествию. Маленькому ли? Из Москвы, из твоей привычной жизни, но к себе и внутрь самого себя…
Как там было у «пинков» в последней из выложенных мною на Музсалон песне “Us And Them”? – “Out And In…”
[audio:MUS/150730-01.mp3]
Вот именно… Чем дальше от Москвы, тем ближе к себе… Far Away, So Close… Название еще одной песни-размышления Боно. Не могу удержаться, чтобы и ее не поставить…
[audio:MUS/150730-02.mp3]
Песня на стихи Юрия Визбора
Ночная дорога.
Нет прекрасней и мудрее средства от тревог, чем ночная песня шин. Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души.
………
Будто чья-то сигарета стоп-сигнал в ночах. Кто-то тоже держит путь.
Незнакомец-незнакомка, здравствуй и прощай, стоит только фарами моргнуть.
……..
Не верь разлукам, старина, их круг — лишь сон ей-Богу.
Придут другие времена, мой друг, ты верь в дорогу.
И стихи и музыка чудесны.
М.б в следующий раз эта песня тоже будет созвучна настроению автора поста.
Для справки: на самом деле музыку к Ночной дороге написали Берковский с Никитиным.
Не знаю, специально ты выбрал эту замечательную песню или случайно так получилось (хотя, зная, что ты ничего не делаешь необдуманно…), но, по-моему, эту песню можно рекомендовать в качестве гимна нашему дорогому и беспокойному Человеку идущему.
[audio:150809.mp3]
Иосиф, в качестве информации и на будущее сообщаю, что в Музыкальный салон приглашаются все желающие, в том числе и ты. А то может создаться впечатление, что он монополизирован меломанской кликой Бабкова-Бабаяна.
Да, Левон, выбрал я песню на стихи Ю. Визбора специально. Мне она очень нравится. Нет-нет — и начинаю ее напевать.
Несколько лет тому назад мы с Сашей частенько хаживали на концерты бардов из сообщества «Охотный ряд» (по названию песни Б. Окуджавы. Она, кстати тоже может рассматриваться как вполне себе дорожная. Я ее точно бы ставил, если бы продолжал рулить). Это литературно-художественно-песенное сообщество, в основном, состоит из выпускников МГРИ начала 80-х. Очень талантливых людей. Мне и вспомнились после этого поста наши с Сашей встречи в Старомонетном переулке, где в 2006-2008 г.г. в актовом зале ВНИИ минерального сырья и проходили эти концерты. Саше в ту пору особенно нравился Юрий Лорес. Мне — Владимир Турьянский, Ирина Левинзон, Ляля Фрайтор, Евгений Агранович. Правда, все они были приглашенными мэтрами. Но организаторами были и остаются менее известные, но очень талантливые ребята-геологи-инициаторы все этого замечательного творческого содружества из «Охотного ряда»: Сережа Батуев, Галя Жданова, братья Фриденберги, импровизатор-пианист Женя Слабиков и другие. А над ними возвышаются талантливейшая женщина-геофизик Роза Ченборисова и Игорь Сидоров — авторы музыки и стихов песни «Люди идут по свету». Попробую с ними связаться и, кто знает, м.б. мы все вместе пойдем послушаем их. Точно знаю, что они дают большой гала концерт на ВДНХ в апреле на День геолога.
Так что, Левон, неслучайно, а продумано все было до деталей, когда я Ю. Визбора помянул.
Иосиф, в Вашем полном списке недостает еще одного имени, Новеллы Матвеевой, певшей тоооненьким беззащитным голоском мудрые песни, она и с Никитиными тесно общалась («Я леплю из пластилина»). Раз уж говорим о дороге, как не вспомнить ее «Старинного бродягу».
Алла, к сожалению, в числе приглашенных в программы «Охотного ряда» мэтров, Новеллы Матвеевой тогда не было. Жаль, конечно. Но моим друзьям-бардам можно позавидовать: у них есть варианты и перспективы в этом вопросе.
Среди близких мне людей есть замечательная исполнительница ее песен, моя сокурсница по МГРИ Миля Дроздова. «Песня погонщика мула», например, в ее исполнении так классно звучала на геологической практике на Крымском полигоне нашей alma mater в с. Прохладном… «Щас споююю…» — так давно это было…
Эта песня, по-моему, также подходит под настроение рулевого шикарной иномарки. Почему бы и нет, а?
О, сколько в нас еще не вскрытой глубины!
(в качестве эпиграфа).
В середине 70-х был у меня дружок, который вертелся среди бардов и отчаянно пытался перетянуть меня из рок-тусовки в более «интеллектуальную» среду. Вследствие своего природного любопытства, я хоть и без энтузиазма, но сделал две попытки.
Первая — это какой-то квартирник (у бардов тоже были квартирники) в центре Москвы у какого-то артиста. Также пили портвейн, курили и пели песни — то по-одному, то все сразу. Также вокруг вертелись девушки, разве что пострашнее и вида посерьезнее. Впечатления на меня особого не произвело, но именно тогда я узнал такие фамилии (помимо Окуджавы и Высоцкого, которых знали все), как Галич, Кукин, Клячкин, Городницкий и тот же Визбор.
Вторая (и последняя) — повез меня этот дружок на Грушу. Убежал оттуда на попутках на следующий день. Запомнилась невыносимая антисанитария, грязь, куча молодых и не очень людей преимущественно в стройотрядовских куртках, все те же серьезные девушки в очках, хотя весьма доступные, если знал кодовые слова и фамилии. Кстати о девушках, помню ходил слух о том, что девушки приезжали чуть не специально, чтобы «залететь» во время фестиваля (за достоверность не ручаюсь, может Саша эту «идею» имел в виду?..).
Там и тогда, кстати, впервые в живую увидел Визбора.
До сих пор лучшими из бардов считаю Окуджаву и Галича. К Высоцкому всегда относился более, чем спокойно.
Ну, и продолжая «дорожную» тематику и тем более, что все так не с проста…
Не знаю, Левон. Не уверен… В чем-то твое мнение сходно с моим в части авторской песни и событий и ее личностей, но в любом случае оно не столь категорично. Любое общественное явление многополярно. Как минимум, биполярно: « плохо – хорошо». На его восприятие оказывают влияние и объективные и субъективные факторы, как, например, воспитание человека в семье, его умение или даже просто желание анализировать то или иное событие. Мне, в общем-то, повезло, так как авторскую песню, как событие, я воспринял, благодаря короткому знакомству с Вероникой Долиной в далеком 1975 г. Вероника это чрезвычайно глубокий и одаренный человек. У нее уже тогда, а она была всего лишь студенткой второго курса, было абсолютное понимание того, что происходит в стране, как и зачем мы живем, точнее должны жить, и умела она свой внутренний мир донести до нас не революционным отчаянно громким словом, а очень тактичным слогом своей поэзии и музыки. Она, как настоящий художник, чувствовала приближение тяжелых перемен и очень за нас своих мальчишек-ровесников переживала. Поддерживала своим творчеством. Прямо, как старшая мудрая сестра. И мы рядом с ней становились не столь категоричными, а учились в иносказаниях-аллегориях, метафорах-недоговоренностях видеть главное. И ей, как истинному барду, за это я очень благодарен.
Ося, начинаю чувствовать себя в шкуре Саши.
В чем ты не уверен?
И где ты увидел мою категоричность?
Может в кавычках, в которые я поместил слово интеллектуальность?
Могу снять.
Если же речь о том, что я рванул с Груши, то исключительно из-за бытового вопроса. Хотя, полагаю (нет, знаю), на Вудстоке было не лучше в этом плане (хотя туалеты были…).
По поводу же желания (не — умения) анализировать, попробую сам для себя прояснить почему бардовская песня у меня никогда не стояла на «первой полке».
Вероятно, и главное, придирчивое отношение к поэзии не позволяло мне считать тексты песен поэзией в чистом виде. Мелодическая составляющая и исполнительское мастерство тоже, наверно, не конек бардовской песни. Что же касается завуалированной (или не очень) протестной составляющей, то здесь, как минимум равенство с роком обеспечено (в котором текстовая составляющая не оказывалась решающей вследствие английского языка).
А так что, ребята все славные, кто спорит. С Долиной тоже пересекался, но позже, когда у нее уже детей мал-мала была, умнейшая барышня во всех отношениях.
Так что, увы, даже нет предмета для дискуссии, исключительно вкусовые субъективные ощущения.
Видимо, Левон, «не уверен» касалось барышень, которые специально приезжали на «грушинский вудсток», чтобы «залететь». Просто, я, хоть и взрослый уже и бесплатно езжу на транспорте, как-то не вполне понял, зачем они здесь у тебя в посте появились. Так хорошо мы «ехали» с Визбором и Матвеевой в Сашиной машине, а тут эти девахи. Ну были и они, конечно, не спорю…
Даааа…!!! Категоричность…хм…, она, ведь, не только в какой-то конкретике проявляется и не «в кавычках». Бывает и в настроении вдруг вылезет или, вдруг, в воспоминании каком-то промелькнет и в интонации отразится. Я в этом смысле. А о вкусах не спорят. Это верно…Это правильно написано, да…
А-а, вот ты о чем.
Ну, может, ты и прав.
Сам не знаю, почему выволок эту залежалую (40 лет) и не проверенную информацию из уголков своей памяти. Да, и слово, наверно, неудачное употребил. Понял это, когда, просмотрев клип с Кукиным, усмотрел в зале все тех же барышень, разве что чуть повзрослевших…
…А может они уже были в положении, не помню, помню только, что были какие-то слухи.
Естественно, к творческой составляющей это никак не относилось. Проехали, забыли.
Я очень хорошо помню эту песню в исполнении Сергея Никитина (Татьяна тогда заболела) на концерте в Институте Востоковедения Академии Наук, куда нас с Алексеем Алаевым привел его отец году приблизительно в 1976-77.
конечно, помимо весёлой сатанинской музыки, которую слушаем, похоже, только мы с Надей, я люблю бардов. романтик.
здесь мои вкусы практически полностью совпадают с Левоном.
Окуджава, Галич. практически полностью минус Высоцкий (кроме той, что цитировали Стругацкие). всё остальное очень очень избирательно (впрочем как и в любом другом жанре). плюс квинтет/квартет физического факультета МГУ Сергея Никитина. первый раз услышал в девятом классе, слушаю и сейчас.
современность. и как бы дорожная. Григорий Данской. песня не новая, но как-то вдруг.
прекрасная возможность проявить своё знание предмета (бесполезного). я тоже люблю ехать (мчаться) по дороге и слушать музыку. уверен, каждый сам испытывал эти волшебные ощущения.
как правило это специфическая музыка. энергичная монотонная ритмичная громкая…
есть два специфических вида музыки для дороги:
один относится к «country». это так называемая музыка для водителей «trucking songs».
другой вид, часть «surf» и «rockabilly». «hot rod rock». появился когда вместо моря и доски стали писать песни об автомобилях и девочках.
эта песня написанная для водителей, а исполняемая как hot rod.
Варианты Кулагина понравились больше..)
выше, была изложена теоретическая часть.
перейдём к практической.
у нашей семьи (это общий солидарный выбор) есть любимая дорожная песня
песня группы «Ramones» в исполнении Rob Zombie. по пути (например в Липки) мы её прослушиваем хотя бы раз, обязательно.
каков ваш выбор?
Вот дружки мне достались: один Боно слушает, другой Визбора, третий Рамонес в варианте Rob Zombie…
Один я остался хранителем традиций старого доброго рока.
Для дороги — конечно, Криденс!
При чём, хочу обратить внимание, что не просто Рамонес, а Рамонес в виде Роба Зомби, что, конечно, несколько меняет оттенок ;). Кстати, вариант с Робом Зомби мне нравится ещё больше! :)
Мой выбор? Нууу…. если тут можно выкладывать Роба Зомби..)
Если для скорости, то ответ однозначный: TURISAS — Battle Metal
или Last Ride Of The Day
хотя, Last Ride.. для меня больше хоккейная песня :)
Вариант Левона с Криденс понравился как саундтрэк к неспешной романтической поездке :)
Как уж тут не вспомнить «Easy Rider» c незабываемыми композициями Steppenwolf и не только, который я смотрел в 1973 году в клубе МВТУ им. Баумана
Ну, раз наши пошли, то кавер того же Grateful Dead, не хуже
Ну, и чтобы чуть прибавить в «неспешной романтической поездке» — нетленная Suzie Q
Вот конструктивный пример того, как одно «Маленькое путешествие» cпровоцировало участников блога на откровения и приятные воспоминания. Саше спасибо, хотя возможно он не ожидал именно такой реакции.
Возвращаясь к разговору о бардах, вспомнил, что как-то раз в советские времена был на квартирном концерте Александра Дулова, где он в частности исполнил «Балладу об историческом недосыпе». Давно хотел разыскать слова, оказалось что это безобразие написал Наум Коржавин:
Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло…
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.
И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.
А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.
И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело – долгий недосып.
Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошёл совсем другим путем.
Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт…
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?
На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его…
Три составные части – три источника
Не проясняют здесь нам ничего.
Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал —
Лет пятьдесят виновного искал.
То в «Бунде», то в кадетах… Не найдутся ли
Хоть там следы. И, в неудаче зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушёл.
И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним – как в сладкое житьё…
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал своё.
Мы спать хотим… И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить…
Ах, декабристы! Не будите Герцена!
Нельзя в России никого будить.
Анекдот попался, к месту-не к месту:
Концерт U2. На сцену выходит Боно. Публика скандирует: Би-2, Би-2!
Боно берет микрофон:
— I’m not B2, I am Bono from U2.
Публика продолжает скандировать:
— Би-2, Би-2, Би-2!
Боно:
— I’m not B2! I’m Bono from U2!
Публика не унимается и продолжает скандировать прежнее.
Боно:
— Hren s vami! Боль-шие го-ро-да…..
Мораль: Будьте настойчивы и не соглашайтесь на компромиссы.
Эко вас всех повело на Сашино коротенькое эссе! Браво, Саша! Тут и барды и Рок и Металл и Высоцкий с Окуджавой. О вкусах, как говорится, не спорят. В роке и в Металле я ничего не понимаю, а от бардов я в свое время получал удовольствие, но это прошло. Хочется, только, заметить, что ни Окуджава, ни Высоцкий, строго говоря, никогда не принадлежали к бардам, а стояли особняком, хотя какое-то время барды использовали на своих слетах Окуджавский «Возьмемся за руки, друзья..» как гимн своего сообщества. Но и Высоцкий и Окуджава мне до сих пор нравятся. Просто, не знаю, как я до сих пор не перевел ни одной из их песен на английский. Даже Маяковского «Бруклиский мост» умудрился перевести.
Или вот, например, дорожную военную песню «Эх, дороги, пыль да туман…» перевел.
Приму заказ на перевод. Недорого.
Андрюша, ну ты просто у меня «Википедия» моей жизни. Всегда что-нибудь вспомнишь, что я уже и забыл. Назначить тебя моим летописцем, что-ли? Хороший был концерт Никитиных — теперь вспомнил.
Вспомнил теперь и другой случай произошедший в академической поликлинике с моей мамой. Она в очереди к врачу разговарилась с женщиной, которая не выдержала и спросила «Неужели вы меня не узнаете? Я же Татьяна Никитина». Мама не знала к своему стыду.