/К новой повести Ю.Цхведиани «Перепутанные страницы»/
«В ходе ночной дискуссии, о которой говорит Левон, я был на его стороне, но утро принесло другое понимание и другое прочтение… Пусть даже не самой повести, а того, что читалось между ее строк. По крайней мере, мною…»
А. Бабков.

Само существование, само присутствие женщины в нашей жизни является, на мой взгляд, лучшим доказательством существования Бога. Ибо кто еще был бы в состоянии создать нечто подобное?
Женщина является не только доказательством, но и формой проявления божественного начала на земле. И отчасти конкурентом этого начала. Отвратившись от изображения божественного, к кому и к чему обратились художники и скульпторы последующих эпох? — Да, к женщине и к женской красоте. Она надолго завладела их умом, сердцем и воображением.
Другое дело, что человек в состоянии все извратить и все опошлить: вслед за богоборчеством и богоотступничеством, художник отверг и женщину или извратил ее до полной неузнаваемости, что, возможно, еще хуже.
Но это только «иной» художник, пусть даже и занял он на долгие годы главенствующее положение в официальных реестрах и табелях о рангах, а также, — что особенно немаловажно в наше продажное время, — в прейскурантах торговых домов и аукционных продаж.
Это ровным счетом ничего не значит и ничего не доказывает, кроме того, что жалок век, отвергающий божественное и прекрасное. Отвержение святости и красоты не поднимает человека, как, возможно, кому-то казалось, не делает его выше, а, напротив, низвергает в экзистенциальные бездны. Тьма и холод царят там, и раздается лишь вой и скрежет зубовный…
20-й век вслед за Фрейдом рассмотрел в женщине лишь плоть. Подобно иному «смелому» и «удачливому» юнцу, он слишком рано дотронулся до женского тела и, не будучи к этому готов, спалил свои чувства и свою душу. В храм нужно не влетать сходу в карьер… К храму нужно восходить, если ее просто подползать на коленях, а затем уже медленно и торжественно входить, то и дело осеняя себя крестным знамением и раздавая поклоны налево и направо всем святым.
И тогда ничто уже не умалит твой пиетет перед женщиной и ничто не заставит тебя откреститься от того, что она являет собой в твоей жизни. Пусть даже весь мир превратится в бордель, ты будешь считать это лишь досадным недоразумением и случайным исключением. Лишь доказывающим общее правило.
Правило же это таково, что даже в отсутствие Бога мы продолжаем свято верить в Него и что даже в отсутствие Истины мы не перестаем неустанно искать ее. То же и с женщиной, правда, с точностью до наоборот – за плотью мы прозреваем райские сады и слышим трели небесных птиц. Плоть это не более чем дверь, ведущая в прекрасный чертог. Поэтому безумен и несчастен тот, кто бесконечно обивает порог. Он бьется и бьется об него лбом и искренне недоумевает: «И что это все говорят о чем-то высоком и возносят чему-то хвалу? Дерево оно дерево и есть, оно неизменно набивает лишь синяки да шишки!»
К сожалению — или к счастью, — безумцев абсолютное большинство, но это не делает небо менее голубым, а солнце менее ярким и животворящим. Да, Sol omnibus lucet – Солнце светит каждому, но восприятие этого света у каждого свое: кто-то смело подставляет ему свое лицо и плечи, а кто-то лицо свое упорно прячет от него, а взгляд устремляет в тень…
Героиня повести Юлии «Перепутанные страницы» — щедрый человек. И, судя по всему, богатый. Ей есть, что предложить человеку и обществу. Она осознает свою миссию и готова к ней. Это «человек» и общество оказываются не готовы. Как, собственно говоря, всегда. Со времен Христа и тех мессий и миссионеров, что были до Него, но о которых до нас не дошла благая весть.
Марина несет себя людям, но люди в очередной раз оказываются не на высоте. Кто-то уже безнадежно извращен и пресыщен – истина не нужна ему, он не верит в нее, он забыл о ней. Кто-то испытывает страх и неверие в собственные силы и в собственное счастье, в свою способность соответствовать ему – счастью, бороться за него. Кто-то превыше истинных ценностей поставил мнение света и боится злой молвы. Кто-то, наконец, ничтожен и не в состоянии выйти из образа из боязни – нет, не утратить свет, а утратить какие-то временные, чисто материальные блага…
В очередной, в сотый и тысячный раз пророк оказывается не у дел. Сердце остывает, взгляд тускнеет, язык умолкает… Пророк, не нашедший нужной страницы, палит всю книгу, пеплом от ее страниц посыпает голову и удаляется в пустыню…
Миссия невыполнима…