«Врать не буду. Своим-своим мне Пушкин как-то не стал. Гораздо ближе мне оказался Лермонтов. Со своими Мцыри, демонами, гладиаторами и даже… а почему бы и нет — парусами… Да и дуэль его на Кавказе произвела большее впечатление, чем дуэль Пушкина. То же можно сказать и о прозе. Сравнение «Капитанской дочки» с «Героем нашего времени» оказалось тоже в пользу «Героя». Это, наверное, и правильно, если мы говорим о психологии мальчика-подростка. У девочек, должно быть, другое — Онегин, Татьяна, Ленский,»Повести Белкина»…
Но все же мы сегодня о Пушкине, а не о Лермонтове. Да, сегодня у меня есть «свой» Пушкин. Об этом отдельный пост. И хотелось бы сделать именно «этого и такого Пушкина» нашим общим Пушкиным. По крайней мере до восстановления правды и справедливости на нашей земле.«
Комментарий А. Бабкова к «Моему Пушкину».
«Наш Пушкин», а заодно с ним и Гоголь…
Владыки! вам венец и трон
Дает закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
В устах Пушкина Слово приобрело силу кнута, силу клинка, силу раскаленной стали… Оно нещадно секло, кололо и обжигало власть. Вслед за Пушкиным Слово взяли на вооружение его последователи, русские писатели и поэты, которые в своем гражданском пафосе довели искусство обращения со Словом и обращения Слова против власти до техники поистине филигранной. Слово в итоге подточило царский трон и он рухнул, похоронив под своими руинами царя и всю его семью, как и предсказывал поэт.
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Слово восторжествовало над властью. И это было, пусть запоздалой, но победой Пушкина.
Я зрел, как их могущи волны
Всё ниспровергли, увлекли,
И пламенный трибун предрек, восторга полный,
Перерождение земли.
Уже сиял твой мудрый гений,
Уже в бессмертный Пантеон
Святых изгнанников входили славны тени,
От пелены предрассуждений
Разоблачался ветхий трон;
Оковы падали. Закон,
На вольность опершись, провозгласил равенство,
И мы воскликнули: «Блаженство!»
Рано возрадовался поэт. Да, это было его победой, но это же стало и началом его поражения. Правда, он и это предвидел:
О горе! О безумный сон!
Где вольность и закон? Над нами
Единый властвует топор.
Мы свергнули царей. Убийцу с палачами
Избрали мы в цари. О ужас! О позор!
И вновь «священная свобода» осталась лишь в мечтах – где-то на Олимпе… Возможно, где-то за океаном… Но не здесь — не на земле и уж точно не на русской земле…
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет — не виновна ты.
В порывах буйной слепоты,
В презренном бешенстве народа
Сокрылась ты от нас; целебный твой сосуд
Завешен пеленой кровавой…
При этом вера в торжество свободы не покидает ни поэта, ни нас: «Но ты придешь опять со мщением и славой /И вновь твои враги падут…»
Новая тирания выхолостила Слово Пушкина, обратив его острие против прежнего тирана и в оправдание нового, фактически поставив это Слово поэта себе на службу. Так оно и случилось, и мы верили, что если прежняя власть была плоха, то новая, свергнувшая ее, плохой не может быть по определению, а, следовательно, — да здравствует софистика! – хороша!
Уже не столько под напором правдивого и разящего Слова, сколько под бременем извращенной логики и изнасилованной экономики рухнула и эта вторая, советская, власть. А Пушкин, онемевший Пушкин, смотрел на все это и только раскрывал свой безмолвный рот и скорбно разводил руками.
Не стоит говорить, что и на этот раз глоток свободы был кратким и неглубоким. Народ сам переуступил свою свободу власти… За что? — За плошку «чечевичной похлебки»…
И вновь:
… мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
Но теперь Слово уже не у поэта, да и поэта как такового уже нет. Увенчанный золотом, под лавр, венком и убаюканный дешевым успехом и популярностью у черни, поэт бренчит на балалайке и слагает милые сердцу обывателя частушки и сальные анекдотцы. Словом же завладели новые тираны и, поправ и надругавшись над Ним, пользуют его в хвост и в гриву в своих подлых и низменных целях – лгут, злословят и издеваются над правдой. И народ верит и внимает этому «слову».
Народу Пушкин более не любезен. Старшее поколение еще худо-бедно помнит его, изредка посматривая на фарфоровые статуэтки и портретики кисти Кипренского. Новое же скоро вообще забудет и, глядя на портрет поэта где-нибудь в газете или учебнике, будет злобно шипеть: «Понаехали…»
Слава Богу, что спит поэт. Не дай Бог проснуться ему и увидеть все происходящее. Случись такое, и, я думаю, с удвоенным, утроенным чувством и болью воскликнул бы:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
А ведь это без пяти двести лет назад было написано! Наивен был поэт. Не менее наивен был и подхвативший его Слово Гоголь, когда, называя Пушкина «явлением чрезвычайным и, может быть, единственным явлением русского духа», предполагал, что Пушкин это «то развитие русского человека, в котором он явится через 200 лет».
Что ж, двести лет, отведенные нам Гоголем минули, и что же мы видим? А видим мы русского человека, в первую очередь русского интеллигента, отнюдь не «в его развитии», а скорее в его деградации…
Вот вам, мои дорогие, и «наш Пушкин», а заодно с ним и Гоголь…
Вот видишь, Саша, и ты обрел своего Пушкина, но это именно твой образ поэта, «наш» здесь неуместно. Я бы даже не стала писать комментарий, если бы не свойственная тебе страсть к обобщению.
Мой Пушкин далек от учительской методички для 8 класса на тему «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина, которую ты невольно скопировал…. Мой Пушкин вообще не для агитационных прокламаций; мой Пушкин не кричит. Он говорит со мной тихо и совсем не о политике ….
«Наш» имеется в виду не мой и не моих, скажем единомышленников, не «пятой колонны», а моего и нашего поколения или даже еще шире — всех ныне живущих и здравствующих соотечественников Пушкина. Это ясно явствует из предпоследнего абзаца — «отведенные нам Гоголем».
В отношении же обобщений… Думаю, гражданин или тот, кто себя таковым почитает, не может не обобщать. В этом-то собственно и состоит разница между ним, гражданином, и тем, кто «знает свой шесток» и «чья хата с краю»…
Главная же цель моей заметки было не столько напомнить вольнолюбивую лирику Александра Сергеевича — все мы еще со школьной скамьи в ней-то в основном и поднаторели, — сколько придти к печальному выводу, содержащемуся в тех же последних двух абзацах, до которых, похоже, ты, Алла, просто не дошла, заскучав после уж кому-кому, а тебе так хорошо знакомых и, наверное, давно в зубах навязших цитат из вольнолюбивых од и стихов Пушкина. Думаю, если бы сегодня кто из преподавателей занес в методичку подобные нашим с Николаем Васильевичем мысли — не сдобровать бы тому…
Не знаю, Саша, пишут ли теперь методички для учителей, мне всегда казалось, что пишут их вторые секретари райкомов, а работают по ним — те, кто сам ни думать, ни чувствовать не умеет. Надеюсь, времена изменились…
Не знаю также, в чем «поднаторел» ты: судя по твоим отношениям с классиками, с учителем литературы тебе не повезло…. Что ж, бывает… Но мне казалось, что «русскому интеллигенту», равно как интеллигенту еврейскому, армянскому или грузинскому, следует выходить за рамки школьной программы, если он пытается что-то «обобщить».
Темна как вода в облацех оказалась для меня взаимосвязь «обобщения» и «гражданской позиции», но даже если такая мистическая связь и обнаружится, то и тогда скажу тебе:
«Не обобщай, Саша, и не обобщен будешь!»
Не поняла и того, каким чудом ты в своем комментарии вдруг, не с грушки не с петрушки, оказался в единомышленниках у Николая Васильевича, которого сам же в эссе упрекал в наивности (а уж все знают, в чем — в чем, а в этом тебя заподозрить невозможно).
И уж совсем осталось для меня загадкой, кому из вас и за что несдобровать, кто подвергнется гонениям тирана: Гоголь — за безудержную веру в развитие русского человека или ты — за безоглядно-героическую убежденность в деградации последнего? Или вы оба, несмотря на полярность позиций?
Справедливости ради, надо сказать, что Пушкин и и иное писал. К примеру:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена………….
Сейчас эти строки цитируют взад и поперед всякого рода патриоты, но как говорится, написанного пером…
А «Бородинская годовщина»? Там еще более оределенно и резко. А отношения с Мицкевичем? И много еще всяких А…
Наверное, Пушкин тем и хорош для «всякого рода патриотов», что есть возможность понадергать цитат, игнорируя творчество в целом, трансформацию взглядов, философские искания, громко назвав это «Наш Пушкин», с легкостью компенсируя отсутствие глубины треском экспрессии.
Но «справедливости ради, надо сказать, что Пушкин писал и иное»…
Саша, я по обыкновению, если не возражаешь, — по цитатам.
Вот все в толк не возьму, зачем писать-то о «не своем», ну, и написал бы про Михаила Юрьевича лучше.
На мой взгляд, Слово Пушкина, прежде всего, пробило лед затхлых форм, предоставив возможность для преобразования русского литературного языка.
Полагаю, далеко не все русские писатели и поэты (слава богу) были одержимы «гражданским пафосом и искусством обращения со Словом против власти».
Ну это, уж совсем упрощенное и натянутое толкование истории.
Если ты про ценности американской демократии… (боже, упаси!)
Это какая из тираний — нынешняя?
Уже все рухнуло?
Саша, если ты не будешь читать советских газет перед обедом, то вряд ли и почувствуешь какое-нибудь ущемление своей свободы…
1. Было бы странно, если бы «тираны» этого не делали.
2. Разве, когда было по-другому?
3. Уверен в своем «знании» народа, что можешь давать столь безаппеляционные оценки?
Это тоже к предыдущему пункту.
Не знаю, лично я покупал и читал своим детям Пушкина и собираюсь это делать и внукам, не обращая внимания насколько Пушкин мне свой-свой или только свой. Или я не народ?
Да, вероятно, я не народ, а деградирующий интеллигент, поэтому могу себе позволить из области «частушек и сальных анекдотцев»…
P.S.
И, если Алле Слово или слово автора навеяли воспоминания о методичках для учителей, то мне — сами сочинения учеников 8-го класса…
ПРО ЕРЕМУ И ФОМУ
В очередной раз удивляюсь вам, друзья, вашей способности за деревьями не видеть леса, да и сами деревья порой путать.
Вот и сейчас опять-таки. Заметка моя, она ведь не о Пушкине вовсе. И тем более не о Гоголе. Она о Слове. И «слово» неспроста поставлено здесь с заглавной буквы. Заметка о значении и о силе Слова и о его, Слова, воздействии на власть и если не на массы в целом, то по крайне мере на думающую их часть.
В эпоху Пушкина Слово стояло на стороне правды и обладало силой столь мощной, что если и не сотрясало трон, то заставляло волноваться его обладателя. И чем оно, Слово, стало в наше время? – Словом с маленькой буквы и даже — «словом», то есть в кавычках, настолько нивелировалось, извратилось и деградировало оно. Настолько стало затасканным, лживым и пустым. Власть неправедная поставила его себе на службу и одурманило им большую часть народа. Люди же, призванные хранить и оберегать его, развивать и совершенствовать, оттачивать и использовать в борьбе за Правду, прикусили языки или цедят его сквозь зубы, а Ложь и Зло гуляют по России, не зная преграды. Вот в чем смысл моего послания. Плюс призыв к возрождению истинного Слова.
Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться, но уж ни в коей мере не сравнивать мою заметку с сочинением или методичкой по теме «Вольнолюбивая поэзия А.С.Пушкина»!
Ну и, во-вторых, речь о нас, что вопреки пожеланию Гоголя не только не выросли до уровня, страшно подумать, Пушкина, но и деградировали до уровня нынешних соловьевых, киселевых и иже с ними, несть им числа… Поганящих и втаптывающих слово в грязь, ставящим между ним, словом, и ложью знак равенства.
То ли я не могу донести правильно свою мысль до читателя, что отчасти признаю, ибо только учусь и, наверное, слишком высокого мнения о читателе, то ли читатель в силу определенного предубеждения таков, что на каждое сказанное мною «да» готов тут же реагировать – «нет», а на каждое «нет» — «да»… Я бы и не против, лишь бы реагировали по существу поднятого, а не привидевшегося вопроса… А то, как я уже жаловался раньше: я, мол, про Фому, а вы мне про Ерему…
Саша, извини, что опять по цитатам, хотя ты все равно предпочитаешь отвечать весьма выборочно.
Это понятно, что не о Пушкине. Однако, конечно, надо учитывать, что читателю с уровнем не дотягивающим до авторского, трудно в небольшой заметке, в которой слово Пушкин употребляется до двадцати раз понять, что речь идет совсем о другом. Тем более, что заметка написана как бы в ответ казачковского «Моего Пушкина» (точно о Пушкине), да и в предпосланной цитате написано предельно ясно «Актуализированный взгляд А. Бабкова на А. Пушкина»…
Это понятно, что Слово — это истина (правда), а слово — это ложь (неправда).
В данном случае, действительно вступает в силу предвзятость читателя, помнящего об отношении автора к понятию истина (о невозможности ее постижения), тем более, когда речь заходила о научных подходах, а история, все-таки, наука. И если к наделению автором в прошлых работах этого слова религиозно-эзотерическх значений, читатели уже как-то приспособились, то изменение позиции автора в данном случае (как минимум, для меня) оказалось неожиданным.
И если первое предложение меня вновь отсылает в восьмой класс, то второе требует дополнительных разъяснений.
Как я понимаю, любые «слова» современной «думающей части» (ведь не имеется в виду «слова» самой власти), даже, если они правдивы — не достигают результата (не сотрясают трон) по какой-то причине коммуникационного обустройства современного общества (предположим, интернет).
Вот, к примеру, слова или Слова Виктора Ерофеева (надеюсь к его интеллектуальной и гражданской составляющим вопросов нет).
Пусть я не во всем согласен с тем, о чем талантливо пишет Ерофеев, но как применить тезисы из «Нашего Пушкина» к данной статье?
Виктор Ерофеев: Как тут жить дальше?
Это что похоже на «прикусили языки или цедят его сквозь зубы»?..
И, кстати, вот почему-то у меня к нему никаких вопросов нет, несмотря на наличие некоторых разногласий.
Такие, как Пушкин родятся раз в двести-триста лет, значит время еще не пришло (тем более, такой был перебор поэтов на стыке ХIХ и ХХ веков…).
Непонятно только зачем сравнивать русского поэта такого масштаба с телевизионными ведущими? По-моему, это из разных жанров. Или во времена Александра Сергеевича не было своих кисилевых?
Зачем, вообще, смотреть пропагандистские передачи (или не смотреть, но беспокоиться за здоровье других, кто их смотрит)?
Ну, публика — «баба капризная», кто поймет, как она отреагирует, во всяком случае, вряд ли автор может предъявлять к ней претензии по поводу непонятости…»
Есть еще один момент, скорее версия, которая, опять же на мой взгляд, не способствует пониманию заложенного авторского смысла.
Не знаю, как это точно описать, предположительно, складывается ощущение, что автор находится не на стороне (уровне) своих читателей, а на панибратском уровне, в данном случае с А. С. да и с Гоголем, заодно. Т.е. он (автор) безапелляционно берет их как бы в свои союзники по отношению к читателям. Такое бывало и раньше, в союзники привлекались и более высокие товарищи…
Возможно, читатели не чувствуют равнозначности своего положения с автором и в некоторых случаях бессознательно и протестно у них возникают элементы «предубеждений». Если это сознательный авторский эпатажный прием, то к чему тогда удивляться читательской реакции? Но это дискуссионная мысль.
В этом высказывании — вся нехитрая психология современного российского общества, достигшего временного благополучия не за счет собственных способностей и труда, а благодаря удачно сложившейся конъюнктуры — цен на природные ресурсы. В этом же и его беда, ибо, не сумев воспользоваться с неба свалившимся «золотым яичком», более того приложив немалые усилия, чтобы поскорее разбить его, мы вот-вот вновь окажемся у разбитого корыта. И это тоже Пушкин… И что толку что читали нам его в детстве, читали… А кто-то и сейчас детям и внукам читает…
Ну да, варианта, видимо три.
Бороться доступными способами и это, видимо, один из призывов автора, который не может не вызывать уважения.
Уехать.
Экзистанциализироваться в кухонную эмиграцию, уж что-что, а этому нас учить не надо.
Одним из немаловажных условий выживания по третьему пункту является, как минимум, наличие чувства юмора и самоиронии. Эти, на первый взгляд, чуть не само разрушающие компоненты и являются теми ростками жизни и надежды в «трудные» времена.
По-разному можно смотреть на одни и те же вещи. К примеру, в раннее приведенном ролике пермского дуэта с одной стороны можно увидеть вечную разруху, нищету и пофигизм русской деревни (что, естественно, неприятно), а с другой непобедимую силу этого самого народного пофигизма, живущего по одной из цитат Великого Кормчего «Чем хуже, тем лучше».
Да и Пушкин особо не чурался шутливого осмеяния своего авторского «я».
Вот, еще из лицейского.
Исполнившись геройскою отвагой,
Опять беру чернильницу с бумагой
И стану вновь я песни продолжать.
Задумываясь, почему у автора «Нашего Пушкина» (не обязательно в этой заметке) при явно обличительно-сатирических наклонностях и талантах получается местами не столько смешно, сколько страшно, приходишь к выводу, что, возможно, сатира без юмора заранее обречена на пасквильные нотки по смыслу и содержанию.
Причем, упрекнуть автора в отсутствии чувство юмора по жизни язык не поворачивается.
Моя Тин-Тинна, когда кто-нибудь, увлекаясь, высказывался именно в этом духе: «Слово Пушкина подтачивало или подпиливало трон тирана»,- болезненно морщилась и умоляющим тоном просила не изображать Пушкина с красным флагом на баррикадах… И это в те времена, в начале 70-ых… И тебе, Саша, могу то же посоветовать…. А слово во все времена было и Словом, и словом и словесами… Так что не стоит идеализировать.
» И что толку, что читали нам его в детстве, читали»…
( А. Бабков)
А вот здесь уже я не смогу удержать от хрестоматийной реплики учителя 8-го класса:
— В стихотворении «Памятник» Пушкин пишет:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал….
Пробудить же можно только пусть уснувшее, но живое чувство, спящую, но живую душу.
Хотя можно и иначе… Словами великой Раневской…
Едва отойдя от Моны Лизы, к которой отстояла,как и все, многочасовую очередь в Музее Изобразительнных Искусств, Раневская услышала, как одна из зрительниц по соседству громко сказала своей подруге: «Что-то эта дама не произвела на меня никакого впечатления…»
Раневская повернулась к ней и отчетливо произнесла: «Эта дама уже столько веков производит на всех впечатление, что теперь выбирает сама, на кого производить впечатление, а на кого нет».
Думаю, так и Пушкин…. Он уже сам выбирает… Но попробовать стоит!
И ВНОВЬ К АЗБУЧНЫМ ИСТИНАМ…
И вновь, в который раз, преподаватель в Алле берет верх над читателем и просто человеком! Особенно когда речь заходит о вопросах в профессиональном отношении ей хорошо знакомых и близких, таких как, скажем, вопросы литературы. Отчасти это проявляется в присвоении Аллой себе монополии на истину, отчасти же — в отказе на право на истину другим, в первую очередь тем из них, кто проявляет особую ретивость. Тут уж любое лыко в строку вплоть до крайнего аргумента: «Преподаватели у тебя были не те» или, как в анекдоте про грузинский театр, — «Сущай, кто здэс Лэнин, ты ыли я?»
В основном же дар и дух преподавателя чувствуется в том, чтобы все разложить по полочкам и всем сестрам раздать по серьгам, то есть всем достоинствам и недостаткам того или иного автора или произведения уделить должное внимание, время и место. И затем увидеть всю эту картину в целом, ничего не забыв и ничего не упустив.
Было бы глупо с этим спорить. Это правильно. Как же иначе дать наиболее полный и цельный портрет того или иного писателя или поэта, того или иного произведения? Только через полную же и, по возможности, непредвзятую картину. Еще раз подтверждаю, что это правильно. И даже в третий раз могу повторить то же самое…
Но правильно и хорошо это для школы, где мы имеем дело с людьми мало- или вовсе несведущими в предмете – детьми, пришедшими в школу, чтобы набраться знаний. Мы же, слава Богу, худо-бедно курс школьный и даже институтский прошли. Более того, прошли и наши жизненные «университеты», не расставаясь, опять-таки слава Богу, с книжкой. Поэтому нам «ликбез», дающий объективный взгляд на того или иного писателя или на то или иное произведение не нужен; у нас выработался свой, субъективный, взгляд на все это. Правильный или неправильный – это другой вопрос. В силу того же субъективного фактора собственный взгляд каждого отдельного человека и есть самый что ни на есть «правильный». И нужен огромный такт и терпение, чтобы убедить этого человека в том, что, мягко выражаясь, этот его взгляд может быть не совсем верным.
Такт и терпение, эти основные атрибуты преподавательской деятельности Алла почему-то не хочет демонстрировать, а демонстрирует прямо противоположное – палку и укор, два атрибута, прямо противоречащие педагогической практике. Но здесь Бог ей судья… Я же вернусь к субъективному подходу к разным авторам и их произведениям. Естественно, что у каждого этот подход свой. Более того, в разное время и в разных обстоятельствах человек, апеллируя к тому или иному автору, берет у него то, что ему в этот момент оказывается наиболее близким и необходимым. Ставя это во главу угла и делая на этом своеобразный акцент. Это называется творческим подходом.
Сказанное не только не означает, что человек не знает азов и не видит всю картину в целом. Нет, это, напротив, доказывает хорошее знание им предмета – ведь при всем разнообразии деталировок и нюансов он может найти нужный ему в этот момент нюанс или деталь. Одновременно это является и своеобразным комплементом в адрес самого автора, доказывающим его, автора, не только бессмертие, но и способность быть актуальным в каждый отдельный момент и эпизод истории.
На страницах учебников и на портретах, что висят на стенах школьных классов, классики мертвы и бесплодны, хотя и отражены во всех основных аспектах своей земной жизни и литературной деятельности. Для того-то и существует жанр сочинения, чтобы пропустив сухие строки и черты классиков через сердце и душу маленьких и больших человечков, дать этим классикам вторую, третью… и так до бесконечности жизнь.
Неожиданно поймал себя на мысли… Тот редкий случай, когда приходится читать нотацию учителям… За мной раньше такого не водилось! Извиняюсь и умолкаю…
Сашин пафос вполне понятен.
Это продолжение постоянной темы — отсутствие прогресса.
Всё лучшее уже случилось и впереди только медленное (временами ускоряющееся) падение вниз.
Пушкин только повод.
Для меня (я наверное повторяюсь) Пушкин самый выдающийся русский человек.
Вслед за Аполлоном Григорьевым:
Пушкин это наше всё.
Гений потому и гений, что у него можно найти ответы на любые вопросы.
Но гений не Бог, не учитель, не представитель некоей непогрешимой инстанции.
Он ответов не даёт, он помогает их найти.
О Лермонтове.
Не моя мысль (прочитал у Битова вероятно в «Пушкинском доме», было это лет 35 назад и была это журнальная публикация неких фрагментов, поэтому то, что Битов уверен и написано от лица главного героя романа это факт).
Пушкин и всё его творчество выражает уверенность в себе, в том что и как он делает.
Он никому ничего не доказывает, он поступает так как считает нужным.
Хорошо ли, плохо ли — вот я, такой какой есть.
Лермонтов, обиженный подросток, стремящийся что-то кому-то доказать, как и его герой нашего времени.