Путь в Святилище

от

Ровно 16 лет назад в понедельник 24 апреля 2000года началось наше восхождение (треккинг) из непальского городка Покхара (1500 метров от уровня моря) до так называемого Святилища Аннапурны (Annapurna Sanctuary).  Продолжалось восхождение ровно неделю и завершилось в верхней точке 30 апреля  2000 года. Cвятилище Аннапурны (высота 4200 метров) представляет собой плоскую долину вечно замерзшего и никогда не тающего озера, находящуюся я среди целого ансамбля семи- и восьмитысячных вершин, включая саму Аннапурну.

В начале пути с  понедельника по среду наша маленькая группа тяжело, но упорно (разворот назад сперва воспринимался вполне реально, но с каждым новым подъемом эта идея становилась все менее  достижимой) предолевала первые подъемы, переходящие в спуски, а потом опять в подъемы.  Сначала мы шли по бамбуковым лесам и банановым рощам, вокруг цвели рододенроны и другие гималайские растения и цветы.  С увеличением высоты  местность становилась более суровой, мы шли мимо холодных водопадов, а уже далее стали появляться ледники и растительность становилась все более мелкой и невзрачной. Ночевали мы в небольших гостиницах, которые в Гималаях называют лоджами (lodge).  Гостиницы представляют собой каменные бараки, состоящие из крошечных неотапливаемых комнаток и одной большой столовой, где можно подкрепиться и выпить  чая. Постепенно мы продвигались выше и выше, температура воздуха постепенно снижалась, если внизу было около +30, то уже к середине пути она опустилась до +5 градусов, превратившись на высоте в минусовую.

 К четвергу после очередного серьезного подъема наша группа вышла к высоте 3000 метров и заночевала в очередном приюте. Здесь  мы провели ужин в оживленной  компании из 12 или чуть более  человек вместе с хозяевами-непалцами, нашими шерпами, а также  туристами из Швейцарии и Португалии. Хозяева лоджи приготовили трапезу, состоявшую из тушеных овощей, которые мы запивали горячим непальским чаем. После окончания трапезы  кто-то, в связи с интернациональным составом компании,  предложил петь по очереди народные песни. Что пел португальский парень и швейцарская пара я уж и не припомню,  но вот непальцы спели свою знаменитую “Resham Firiri”,  а нам пришлось затянуть “Ох мороз, мороз”.  Это было вполне уместно, поскольку в горнице было весьма прохладно, несмотря на то, что наши ноги согревал костер, который разожгли прямо под столом  под тяжелой суконной скатертью.  Больше для согрева ничего и не было. Горячительное в трекинге,  несмотря на наличие в стране превосходного непальского рома, не рекомендуется. Кроме того в походе мы не потребляли мясо, хотя, опять таки,  возможность такая была – мясо из яка входит в рацион питания состоятельных непальцев.

 В пятницу мы встали утром под крик петуха. По местным правилам наиболее удобное для движения время это утренние и дневные часы с 7.00 до прблизительно 15.00, так как к вечеру практически всегда весной начинает идти дождь. Расставшись с попутчиками (они спускались  вниз),  мы пошли вместе с нашими шерпами  наверх…

…и в субботу утром преодолели вход в Святилище. Вход этот  представляет собой узкое ущелье с тропинкой и ручьем  посередине. Бывали времена, когда дальнейшее продвижение наверх было запрещено, так как Святилище считается обителью Богов, в частности самого Шивы. Здесь стоял вырезанный на камне  знак табу, но сейчас этот путь открыт и мы довольно бодро пошли по тропинке, тем более, что прохладная  солнечная утренняя погода вполне благопрятствовала нашему продвижению вперед. Мы шли по все более сужающемуся ущелью вперед. Тропинка шла параллельно ручью, иногда пересекая его.  Ближе к полудню мы почувствовали, что погода начала ухудшаться.  Солнце ушло. Где-то впереди мы увидели в конце ущелья серо-черное облако, которое опускалось все ниже и постепенно заполнило весь путь вперед. Оглянувшись назад  мы увидели  уходящие лучи солнца, но пути обратно уже не было. Через несколько минут мы вошли в темно-серое облако и нас окутал холодный водяной туман. Если это явление можно было бы назвать дождем, то этот дождь шел не сверху, а буквально со всех сторон. С огромным трудом мы предолевали расстояние, не имея понятия, когда наступит конец пути.  Не было видно абсолютно ничего, несколько приуныли даже наши шерпы.  Неожиданно с одной из сторон ущелья донесся какой-то странный угрожающий шум.  “Avalanche” (лавина),  посматривая друг на друга произнесли наши проводники.

Дождь перешел в снег, а потом снова в дождь, потом посыпал  град и вновь снег. Так продолжалось долго, пока, наконец, совершенно обессилевшие и абсолютно мокрые, почти в полной темноте мы вышли на какую-то относительно ровную местность и наткнулись на унылое строение. Это была очередная  и последняя на подъеме лоджа.  Наши шерпы объявили, что мы достигли верхней точки нашего маршрута.  Никакой радости мы не испытывали. Абсолютно промокшие и промерзшие, с ледяной коркой на одеждах, почти абсолютно серо-темный туман вокруг.  Настроение нам поднял теплый прием в нашем последнем пристанище. Для нас разогрели пищу, разожгли печь. Мы, насколько это было возможно,  подсушили одежду и улеглись спать в холодной неотапливаемой каморке с надеждой завтра утром хоть что-нибудь посмотреть в окрестностях. Спать пришлось в платках, чтобы волосы не примерзли к подушкам.

В воскресенье около пяти часов утра в дверь нашей каморки осторожно постучали. Это был наш шерп, который предупредил нас, что нужно встать до восхода солнца, чтобы была возможность наблюдать то, за  чем мы сюда столько времени добирались. “Какое может быть солнце после вчерашнего” подумали мы вслух И все же встали и около шести утра  вышли на улицу.  То, что мы увидели,  в связи с полным отсутствием у автора писательского таланта в описании природы , я могу описать только через сухую констатацию сменяющих друг друга картин и фотографий.

Святилище Аннапурны  находится во впадине между окружающими ее семи- и восьмитысячными вершинами. В связи с этим солнце в этом месте можно видеть не более 6-7 часов в день. И, разумеется, только в ясную погоду. Последоватльность смены явлений такова. После восхода Солнца, когда оно находится за пиками,   горы начинают постепенно окрашиваться из черно-серого сначала в синеватый, а затем в голубой и серебряный цвет. Выход солнца  из-за первой самой низкой вершины практически мгновенно перекрашивает  серебро в золото и вся окрестность начинает буквально сиять.  Когда солнце находится в зените все вокруг окрашивается в ослепительно белый цвет. Во время захода наблюдается совершенно другое сочетание цветов —   снежные склоны и вершины последовательно перекрашиваются  из белого в розовый, затем в ярко-красный и в бурый цвет. К сожалению у нас не было времени наблюдать закат и мы начали спуск, хотя стоило бы конечно провести в этом волшебном месте еще один день.

Послесловие.

Через какое-то время после путешествия мы  случайно обнаружили, что наш семидневный подъем мы совершили в Страстную неделю 2000 года, а к Святилищу Аннапурны вышли прямо на последнюю православную Пасху второго тысячелетия нашей эры.  Более того некоторые вехи нашего похода совпали с известными событиями двухтысячелетней давности.

Путь в Святилище

от | Апр 24, 2016 | Авторские публикации

6 комментариев

  1. avatar

    Андрей, гениально организованный очерк и с точки зрения композиции, и с точки зрения комментариев к фотоиллюстрациям.
    Волосы, примерзающие к подушке, — испытание не из простых (у меня аллергия на холод), но какой ерундой это кажется, когда видишь вершины, озарённые солнцем!

    Ответить
    • avatar

      Алла спасибо, я постарался изобразить происходившее драматично и красочно, но что получилось то получилось. Первоначально у меня была идея выкладывать по одному параграфу и соответствующим фотографиям каждый день на протяжении всей Страстной недели. Но потом решил не мучить Левона и читателей.

      Ответить
  2. avatar

    Дорогой Андрей!
    Я даже не могу себе представить, какой смелостью и выносливостью надо обладать, чтобы подняться на эти вершины? Комментарии твои удивительно подобраны… Какой же ты молодец!!!
    Мне кажется, что Лена была с тобой в этом походе… Как она смогла осилить этот путь? Конечно, это риторический вопрос…

    Ответить
    • avatar

      Юля, да мы были вместе с Леной в этом походе. Она есть на фотографии с козленком. Более того, Лена была организатором и идейным вдохновителем этого путешествия. Ну а как дошли, это теперь стало легендой. Но надо сказать, что по мере подъема вверх я чувствовал себя лучше и лучше, либо адаптировался, либо высоты для меня полезны…

      Ответить
  3. avatar

    Генерал Беклемишев Александру Дюма (отцу):
    «Ничего себе, — сказал он, качнув головой. — Испытывать такие желания без принуждения!»
    Александр Дюма (отец). «Из Парижа в Астрахань» (Свежие впечатления от путешествия в Россию).

    Электрон — Наташе:
    «Не знаю насчет стихов…, а, вот, девушка мне точно понравилась».
    А.Лазарев- Т. Дорониной на вечере поэзии в молодежном кафе.
    К-ф «Еще раз про любовь».

    А где Лена с козликом?

    Ответить
    • avatar

      Ося, Лена с козликом (а скорее с ягненком), а также вместе со мной на десятом снимке.

      Ответить

Оставить комментарий к Ю. Цхведиани Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *