ИНТЕРПРЕТИРУЯ ТУРГЕНЕВА…
ГОРЕЛЬЕФ

У И.С.Тургенева в «Стихотворениях в прозе» с юных лет мне запомнился образ -“Necesitas, Vis, Libertas”…
Кому угодно – пусть перечитает!
Я перечитал. С нарисованной И.Тургеневым аллегорией можно соглашаться, можно не соглашаться, можно постараться дать ей свою интерпретацию… У меня лично эта аллегория вызвала обратную, чем у Тургенева ассоциацию. И навела на другие образы и мысли.
Идет по полю, не по дороге даже, маленький злой человечек. Он и хотел бы излучать силу и величие, но не получается. Он жилист и неаппетитен на вид. Нервен и порывист в движениях. Глаза излучают холод, ибо устремлены внутрь себя. Все тепло и нежность направлены туда же. Себя он, видимо, любит, но более — никого. Что бы он ни говорил, язык его подобен языку змеи – раздвоен, борз и лжив.
Резкими, колючими толчками гонит он вперед дебелого увальня, который при желании одним щелчком загнал бы этого человечка по пояс в землю, а вторым бы вконец прибил. Но почему-то вынужден ему подчиняться и двигаться в заданном тем направлении. Он даже не идет, а перекатывается. Он аморфен и желеобразен. У него, в отличие от первого, полностью отсутствует воля. Он, как медуза, распластавшаяся на берегу. Без толчков и затрещин так и полностью бы растаял и превратился в жалкую лужицу.
Под напором желеобразного увальня движется, то и дело спотыкаясь и падая, угловатое существо, напоминающее одновременно и кузнечика, и худую-прехудую и вконец загнанную кобылу. Существо это – действительно сплошные мощи и прямые и острые углы. На вконец разболтавшихся шарнирах. Существо это то складывается, то вдруг вновь раскладывается – рассыпается всеми своими жуткими мослами. Это – беспросветная нужда. Она не сулит никакой надежды. Тупость и безволие побуждающей ее к предсмертным судорогам силы скоро вконец доканают ее. Дебелый и рыхлый увалень и есть прямое проявление тупости и безволия.
Человечек же, приводящий в движение всю эту «конструкцию» — маленькая, мерзкая и хитрая воля, неожиданно для самой себя обретшая силу и влияние, но и сама не ведующая зачем. Она живет не вовне, а внутри себя и подчиняется лишь своим глубинным и злым инстинктам. Лучше уж был бы совсем слеп!
Слепое тщеславие, Тупое равнодушие и Горькая нужда.
Кому угодно – пусть интерпретирует как хочет…