Ранее на страницах блога я подвергся критике за утверждение, что женщина есть лучшее доказательство существования Бога, но я как настаивал, так и буду настаивать на этом. Тому, кто этого не понял, я мог бы долго рассказывать о фигурах речи, о поэтике слога, о метафизике духа и экзальтации, но, наверное, не стоит. И тому, кто не сподобился ощутить это в своей жизни и кто не в состоянии согласиться со мной на интуитивном уровне, было бы бесполезно что-то доказывать.
Есть вещи, которые ты либо чувствуешь, либо не чувствуешь. Они не требуют рационального доказательства, да и не могут они в принципе быть доказаны, оставаясь на почве и в рамках рационального мышления. Как и существование самого Бога. Ибо даже если бы нам это удалось, и мы вывели некую формулу, она, эта формула, оказалась бы крайне суха и пресна как любая другая формула алгебраического или геометрического свойства. Упрямец, возможно бы, и согласился, но особой радости, не говоря уже об экзальтации, при этом не испытал. Так чего ж тогда зря стараться? Можно лишь пожалеть мужчину, так и не сотворившего себе кумира – женщину, не возведшего ее на пьедестал и не возносящего ей ежедневно молитвы.
Ибо наряду с искусством, или живописью, как я выразился в предыдущем очерке «Сравнений», женщина для мужчины есть ступень к Богу, и не воспользовавшийся этой ступенью рискует даже не просто остаться на земле, а очутиться по самую шею в грязи и мерзости жизни.
Женщина стояла у основания, а затем оказалась в самом центре античной классики… Женщина помогла мужчине пережить все «прелести» Средневековья и выстоять, а затем и вознестись на недостижимую высоту в Эпоху Возрождения. Без образа Прекрасной Дамы, без рыцарского культа Ее вряд ли могли бы появиться Мадонны Боттичелли и Рафаэля. А затем уже и целый сонм их, мадонн, «спустился на землю», а на небо, напротив, устремились тысячи и тысячи благородных сердец. Об образе женщины в академическом искусстве как-то неудобно даже и говорить – настолько эта тема стала банальной, а место — общим и расхожим. Можно сказать, что «академики» подняли образ женщины на недосягаемую высоту, а вслед за этим туда устремились и все остальные искусства, ремесла и науки.
Перл эпохи – конец XVIII — первая половина XIX века. Выше было уже некуда, но и удержаться на этой высоте тоже была задача не из легких. За каждый взлетом неизменно следует падение, и вот ко второй половине XIX века мы присутствуем уже при возврате к натурализму – вульгарному реализму.
Осквернители святынь, ниспровергатели столпов и богохульники… Им недостаточно отрицать и предавать забвению, им подавай еще и надругание, и ХХ век порядком надругался над святостью женского образа. Но что тут говорить, если он, ХХ век, и самого Бога не пожалел. За что сполна поплатился и сам…
Если моя интуиция правильно подсказывает мне, то сейчас мы стоим на пороге нового Возрождения. Возрождения с заглавной или прописной буквы? Высокого или не очень? Продолжительного ли? – Не мне об этом судить, но то, что в искусстве грядет подъем для меня это более чем очевидно. Цикличность жизни – непреложный закон и факт истории, и ничто не говорит о том, что в ближайшее время этот закон истории и жизни может претерпеть изменения.
Человек вернется к идее Бога, без которого он обречен на вымирание. И к идее Бога он вернется тем же изведанными путями, что и всегда к ней шел, а среди этих путей наиболее прямым и верным являются искусство и женщина.
Красота, Добро, Истина – в их триедином виде, как завещал Вл.Соловьев. Каждый мужчина, который хоть когда-нибудь любил, поймет и согласится со мной…