«Мой очерк в качестве вольной-невольной реплики на недавний очерк-рассказ Аллы Лаппала «По дороге из Флоренции в Сиену». Скорее всего невольной. Общего здесь лишь жанр — «роуд-муви». Мой, полагаю, — в духе Вима Вендерса и Джима Джармуша. Аллин — затрудняюсь ответить…»
А. Бабков

Трасса «Москва-Дон». Конец октября. Наш путь лежит, к сожалению, не на Юг, где все еще зелено, где тепло, где природа только-только, как бы спохватившись, вспоминает о грядущем увядании…

Нет, мы едем лишь в Киреевск., что в двухстах километрах от Москвы, и нам не вырваться из объятий осени, здесь, в наших широтах, уже вступившей в свои права и не намеревающейся ими поступаться.

Я не за рулем, как обычно, и поэтому у меня есть возможность присмотреться повнимательнее к происходящим в природе переменам. Собственно говоря, перемены эти уже произошли.

Это в городе природа – лишь часть пейзажа, причем малая его часть. Каменные джунгли не знают времен года, а иной раз – и смены дня и ночи. Здесь же, в чистом поле, природа – полноправная хозяйка, и редкие творения рук человеческих лишь подчеркивают эту истину.

Только здесь в полной мере отдаешь себе отчет об истинном масштабе и сути происходящего – природа умирает… Если уже не умерла. Все атрибуты по крайней мере налицо… Ни одной живой краски, зато на выбор любые оттенки серого и любые оттенки коричневого… Я даже представить себе не мог, что их столько! Неба тоже нет. Небо – это полог, где светло-серые тона сменяются на более темные. А не наоборот, как это бывает весной. Леса и перелески утратили свой убор и стали тенью самих себя, прежних. И тенью же прорезают серо-коричневое пространство… Смерть геометрична – она заостряет и углубляет; она фиксирует и обездвиживает; она накладывает печать. Кубизм, несомненно, уловил и использовал все эти моменты. Природа, однако, не столь категорична. Она умирает – да, но при этом оставляет надежду. Эти вытянутые слева направо линии, эти вырисованные неопытной детской рукой горизонты – это не твердость и не прямолинейность рейсшины и рейсфедера, да и безграничность пространства отрицает непререкаемость кульмана или мольберта. Уже сама по себе безграничность эта – свидетельство наличия других горизонтов. Пространственных и временнЫх.

Но сейчас время сна, и в природе все подчинено этой цели. Я и сам, еще полчаса назад, прекрасно выспавшийся, взбодренный пробежкой и утренним кофе, настроенный на эту важную деловую поездку… Оказавшись же один на один с засыпающей природой, – не за рулем, а значит и не у дел, – проникаюсь этим вечным покоем. Завораживающим, обволакивающим, убаюкивающим… Человеческая воля кажется не более, чем простым детским капризом, вся наша лихорадочная жизнь – не более чем суетой, философия жизни и судьбы – всего лишь частным случаем философии Жизни и Смерти…

Мы, русские, все же ближе к природе, чем люди на Западе. Мы хуже от нее «защищены», да и сама природа не так милостива к нам. Не знаю, чем мы это «заслужили»…

В этом масса минусов, но есть один несомненный плюс.  Мы более смиренны и более покорны судьбе. Экзистенциальный ужас не стучится постоянно в наши души. Наблюдая из года в год умирание и возрождение природы, умирание взаправдашнее, а не театрализованное как в других, более теплых странах, мы не можем не примеривать так или иначе этот саван и на себя. Из года в год, из года в год. До тех пор пока он не срастется с нами, не станет частью нашего существа…

 

В недавнем фильме М.Скорцезе о Джордже Харрисоне герой в духовном плане, как известно, гораздо более глубокий и последовательный, чем остальные члены «Великой четверки», рассуждает о жизни и о смерти. Он сожалеет о том, что его друга Джона Леннона постигла мгновенная смерть, что он не успел проникнуться идеей и философией смерти, являющейся едва ли не важнейшим событием жизни. Сам он, Джордж, по его словам, давно задумался об этом и старался жить сообразно этому принципу. Отсюда его постоянные увлечения йогой и прочими восточными практиками. Ему, человеку западной цивилизации, для успешного продвижения по этому пути то и дело приходилось идти на всевозможные ухищрения: ездить в Индию, окружать себя разными гуру, вникать в музыкальную культуру восточных народов, читать соответствующую литературу…

 

У нас, людей, живущих на Севере, все это проще. Идея смерти поселяется в нас с самого рождения и с течением времени укореняется в нас все прочнее и прочнее. Короткое лето не успевает растопить снега в наших душах и льды в наших сердцах.

Мы как озеро Байкал – растаяв лишь в июле, в сентябре оно уже снова примеряет свои хрустальные холодные доспехи…