Сувениры из Вильнюса

от

From souvenirs to more souvenirs I live…
(Demis Roussos)

Вильнюс мне и в первый раз понравился. А со второго я так в него просто по-своему влюбился. Как с человеком, которого любишь, мне с этим городом хорошо и покойно. Мне радостно возвращаться к нему и немного грустно покидать его. Но я знаю, что еще и еще обязательно вернусь сюда. И скорее всего не один, а в компании близких мне людей.
Но близкие мне люди, особенно друзья, они и одни могут сюда приехать. Более того, считаю, что они просто обязаны это сделать. С этой целью я и везу им рассказы о городе и сувениры. Но особенные. Сувениры, понимаемые как впечатления и образы. Каждому или каждой – по вкусам его и предпочтениям. Дабы показать, что Вильнюс способен удовлетворить любые запросы.
Двум Андреям – Кулагину и Казачкову – образ Вильнюса как книжного города. Как Города Книги. В этот раз я даже жил в гостинице под названием «Book Inn», названием, которому сразу не придал особого значения, перепутав его со стандартным «booking»’ом. Но достаточно было мне пересечь порог, чтобы понять, что это настоящий книжный мир. Где даже стойка ресепшена и прикроватные тумбочки покоятся не на обычных основаниях или ножках, а на стопках книг. Каждую из которых, можно, естественно, взять и почитать. Единственно не понятно, как быть, если тебе приглянулась та, что в самом низу стопки?
01
02
03
Книги и в витринах (с одной из них мне подмигнула Annunziata Антонелло да Мессина – 3бис) книжных магазинов, которых множество, и на подоконниках жилых квартир, и в специальных шкафчиках на улицах и в сквериках, особенно в районе Ужуписа, о котором ниже.
04
Дальше сувениры для двух Андреев разделились. За теми, что для Кулагина, я отправился по улицам и кварталам города живых – сувенирные и антикварные магазинчики и лавочки, да и просто подоконники…
05
05-01

А вот за теми, что для Казачкова – в город мертвых. Кладбище Ордена Бернардинцев, что на окраине уже упомянутого мною Ужуписа – Республики Заречье, в чем-то повторяющей идею Христинании, что в Копенгагене. Но не совсем…
06
07

Юле и Паше Мошковичу, проявляющим повышенный интерес к местам компактного проживания своих предков – фото небольшого еврейского кафе в самом центре Вильнюса.
08

В этот раз у меня не было времени пробежаться по еврейским кварталам, но на самом деле напоминания о веками проживавшей здесь еврейской общине повсюду; просто в этот раз я почти все время посвятил Заречью. Уже по дороге в аэропорт я наткнулся на Еврейский культурный центр и Музей Холокоста, а также еврейскую кондитерскую, но у меня уже не было времени останавливаться и снимать. Этому должны быть посвящена отдельная поездка, и я думаю, мы с Юлей ее совершим. Паша, Оля, присоединяйтесь!
Но уж обычную-то, литовскую, кондитерскую для Юли я не мог не заснять. В ответ на недавно присланную мне Юлей – венгерскую.
09

И Юле же – символ Ужуписа: рука с дыркой, напоминающая о том, что все материальное преходяще. Vanitas!
09-01

Валере Мазо – пару репродукций из Художественного музея Вильнюса.
10
11

Где я, правда, испытал небольшое разочарование: здесь не оказалось столь интересного мне ХХ века. И даже присмотренный мною альбом по литовскому изобразительному искусству мне купить не удалось: мой обратный путь в гостиницу пролегал уже по другому маршруту – времени совсем не оставалось. И опять-таки все по вине того же Ужуписа.
Ужуписа, в котором – да, масса всего причудливого и интересного, но в котором, к вящему моему удивлению, не оказалось главного и с чего все здесь, собственно, и началось – памятника Фрэнку Заппе, который мне так хотелось подарить Левону. Да, сама эта Республика Заречье, или Ужупис с образа Фрэнка Заппы и началась. Как символа и идеала творческой свободы. А сам он, этот памятник, «проживает» в Вильнюсе совсем по другому адресу – на улице Калинаускаса. Как в анекдоте про памятник Гоголю. Странно, но факт!
12
13

Странно, кстати, и другое: то, что памятник этому сумасшедшему музыканту и бунтарю ваял скульптор, свою жизнь специализировавшийся на бюстах и скульптурах партийным и государственным деятелям. Литовской Советской Социалистической Республики. Поэтому, наверное, образ Заппы, если бы не косичка, получился под стать образу первых пламенных революционеров. Наверное, скульптору пришлось вспомнить молодость. Может, и Левону образ этот напомнит его молодые годы? Про Фрэнка Заппу я, по-моему, впервые услышал от Левона, да и музыку его – у Левона тоже… Не говоря уже о том, что и внешне они напоминают друг друга…
Кого я еще забыл? Лешу? Леше – граффити на тему Back In USSR. В назидание. (14) Если только это не Наум является этого граффити автором. Наум, ты в последнее время не был в Вильнюсе?
Митю? Мите – снимок главного православного храма Вильнюса, не менее прекрасного и представительного, чем тот, что мы с ним видели в Таллине. Ну, и еще пару ангельских крылышек в придачу…
15
16

Осе Вольфсону? Ося с Мариной сейчас в Болгарии, и думаю, в ближайшее время их все равно не удастся уговорить съездить в Вильнюс. Но думаю также, что все розданные мною здесь сегодня сувениры в равной степени интересны и Осе с Мариной. А еще им, как мне кажется, интересны бы были вот эти картинки из того же Ужуписа, где вполне себе сельские деревянные дома и бараки с сарайчиками, садиками и огородиками мирно и органично уживаются с картинками новой жизни – студиями, коттеджами, дорогими автомобилями.
17
18

Подобного рода реальность ждет, наверное, скоро и нас с Юлей, а может, и Осю с Мариной.
Но здесь, что интересно, все получилось и получается как-то в высшей степени органично и естественно. Может, и у нас все сложится. Хотя вряд ли: уже больно по-разному все идет и развивается в наших двух странах. Малые страны Европы, прошедшие через горнило социалистического режима, активно перенимают опыт передовых европейских стран и в их фарватере стараются следовать. Это не для России и, похоже, даже не для Украины. «У советских собственная гордость» и собственное представление о суверенитете. Мы, как всегда, ищем собственный путь в Истории… И как всегда – не находим…
Так что же это за Ужупис или Заречье или Республика Заречье такая? Об этом мой следующий репортаж, а пока, если кому невтерпеж узнать, можете заглянуть во всезнающий Интернет. И все равно вам это мало что скажет. В таких местах самому побывать надо.
Ну вот, кажется никого не забыл и роздал «всем сестрам по серьгам». Как и любые другие сувениры, эти мои сегодняшние дают лишь самое приблизительное представление о том месте, где побывал. Но зато, и в этом была моя цель, надеюсь, что эти мой «сувениры» заинтересовали и побудили вас, по крайней мере, задуматься о поездке в Вильнюс. Поверьте, оно того стоит. А главное, лететь-то туда всего ничего, чуть дальше, чем в Ленинград. В Санкт-Петербург, извиняюсь. Но ошибка – по Фрейду. «Санкт» он или не «Санкт», а просто Петербург – это все же во многом еще «совок», а Вильнюс – это уже преддверие Запада. Как был им, так и остался…

Сувениры из Вильнюса

от | Июн 13, 2019 | Экскурсии

3 комментария

  1. avatar

    Саша, спасибо за неожиданный подарок. Если говорить о книгах, то, если бы знал куда ты едешь, попросил бы приобрести (скорее даже не для себя, а для Юли, Оли и Паши) невероятно интересный путеводитель по еврейским местам Вильнюса (Вилнэ). Называется он «По следам литовского Иерусалима» и продается только через в библиотеке Вильнюсского Еврейского Музея.

    Ответить
  2. avatar

    Дорогой Саша!
    Когда-то… когда-то в студенческие годы я была очень тесно связана с этим городом. В Вильнюсе жила мамина двоюродная сестра, моя тетя, ее муж и две сестры моего возраста. Мы были когда-то очень близки. Моя мама и тетя очень любили друг друга, всегда помогали друг другу. Я часто их навещала. Я была в Вильнюсе много раз, для меня это был город свободы, европейский оазис, многочисленные кафе и ночной клуб, особенная национальная кухня и много всего вкусного, чего не было в огромной Москве. Очень уютный и зеленый город. Один раз мы навестили моих родных с тобой вместе. Мне казалось,что я выучила все улицы города наизусть, я исходила неоднократно пешком весь город. Но теперь я бы с удовольствием посетила бы его еще раз, я многое в городе, увы, забыла.
    Сначала мои родные уехали в Израиль. Тетя заболела сразу после отъезда и через несколько лет ушла после тяжелой болезни. Связь прервалась. Девочки вышли замуж, родился в семье гениальный мальчик, который стал в каком-то году чемпионом Израиля по шахматам. Потом семья переехала в Канаду. А сейчас я даже не знаю, как живут мои сестры в Канаде и помнят ли они меня. Вильнюс — это возврат в юность. Спасибо за подарок воспоминаний, за прекрасные пирожные, на которые, действительно, мне лучше только смотреть….

    Ответить
  3. avatar

    По поводу книг в Вильнюсе повсюду и везде. Комментарий от тезки моего, но Черного, которому это бы не очень понравилось.
    Он там и по нам, графоманам, довольное крепко прошелся. Но я тут цитировать его не буду: кому ж критика нравится? Так что ищите и смотрите сами…

    Пыль грязнит пуды бумаги.
    Книги жмутся и растут.
    Вот они, антропофаги
    Человеческих минут!

    Заполняют коридоры,
    Спальни, сени, чердаки,
    Подоконники, и стулья,
    И столы, и сундуки.

    Из двухсот нужна одна лишь —
    Перероешь, не найдешь,
    И на полки грузно свалишь
    Драгоценное и ложь.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *