Ждать или искать

от

0412-01Пара слов в качестве предисловия. По случаю Дня рождения Андрея Кулагина мы с Юлей хотели подарить ему и Лене билеты в Вахтангова на «Ожидание Годо». В том числе и памятуя о нашем совместном походе лет эдак …дцать назад на не менее абсурдистский и первый на нашей памяти в истории советского театра спектакль «Хармс, Чармс, Шардам…» В театре «Эрмитаж».
Да, это было событие! Настолько событие, что сразу же после премьеры спектакль закрыли еще на долгие 15 лет. Но с запретом абсурда на сцене абсурд – уж не знаю, совпадение это или закономерность? – вовсю продолжал шириться и расти в жизни. И вырос и расширился до того, что когда этот спектакль вновь разрешили, он уже не казался достаточно абсурдным. За стенами театра к этому времени абсурда было куда больше!
Вот и нынешний «Годо» абсолютно не представляется абсурдным. К вещей радости его автора, Сэмюэля Беккета, который решительно возражал против отнесения пьесы к жанру абсурда. И надо сказать, он был прав: маразма в нынешней жизни куда больше, чем в этом спектакле. Впору именно здесь, в театре, искать убежище от того маразма и абсурда, что мы видим за стенами его. Убежище и… хоть какой-то смысл…
Так что, Андрей, напрасно вы не пошли! Но на будущее имейте все же в виду…

Ждать? Искать?
Некоторые мысли по поводу пьесы Сэмюэля Беккета
Категорически не могу согласиться с Беккетом, с его неверием в то, что человек может и даже должен быть счастлив на этой земле.
Я понимаю особенность момента, когда он, Беккет, творил: только что закончилась война, огромное количество жертв, послевоенный синдром… А тут еще экзистенциализм, активно продвигаемый и насаждаемый Сартром и Камю еще в предвоенные годы, экзистенциализм, которым Европа не переболела еще со времен Первой мировой… Ницше с его революционными теориями, полными цинизма и неверия. «Бог мертв…» И до этого, и до этого… «Гибель богов» Рихарда Вагнера. «Закат Европы» Шпенглера. «Записки из подполья» Достоевского… Что там с «мокрым снегом», который и сейчас валит за окном?
Подобные настроения существовали и до этого, но где-то на окраинах человеческого сознания. В маргинальном состоянии и виде. В основе же человека всегда оставалась надежда. Надежда на счастье… Если не на этой земле, то на той… Новой… И под тем, новым небом…
Опиум ли это для народа? Луч ли последней надежды? Лекарство для обитателей Набережной неизлечимых?
Нет, нет, нет! Тысячу раз нет! Лучшие произведения созданы под знаком этой идеи. Горы свернуты и реки повернуты вспять! Все, все как говорил и обещал Христос. Верой создано человечество и нынешний мир. А там, где появлялось и ширилось безверие, там образовывались провалы, страшные провалы в сознании и бытии. Черные дыры, втягивающие в себя все живое. Жадно, ненасытно… До той поры, пока не появлялся, не загорался новый лучик надежды…
Этот лучик просматрива… нет, не просматривается, а предчувствуется у Беккета. Предугадывается и предполагается. Сквозит в этом томительном и непонятном ожидании. Чего-то и кого-то. Непонятно кого. Этим кем-то мог быть – а раньше всегда был – Бог, но ведь по слухам из хорошо осведомленных источников, Бог умер, а Сверхчеловек так и не родился! Он только заявил о себе и тут же кончился. Унеся с собой миллионы жизней простых людей. Оказался очередным Молохом!
Так кто же этот Годо? Старый или новый бог? Еще один, новый идол? Что потребует новых жертв? Беккет не дает ответа. Но ставит жирный вопрос.
Пьеса написана в 47 году, то есть 70 лет назад. Но ответа на поставленный автором вопрос так и нет.
Мир по-прежнему находится в состоянии ожидания. Чего-то. Или кого-то. Но прежней уверенности, уверенности Гого и Диди уже нет.
Для всего человечества – нет. Все человечество вряд ли чего-то или кого-то дождется. Но порознь, врозь, поодиночке, как предлагает Гого, можно и нужно пытаться. Но только не просто ждать – искать!

Разочарование Беккета – это разочарование в идеологии, не в человеке. В идеологии – как совокупности идей, призванных объединять людей. Ради якобы великих целей.
Раньше это как-то удавалось, да и цели были светлые. В последнее время – как-то хуже…

Ждать или искать

от | Апр 12, 2018 | Поздравления

1 Комментарий

  1. avatar

    Неожиданно наткнулся на песню своей любимой группы «Coldplay» , которая может служить своеобразной музыкальной иллюстрацией к пьесе «В ожидании Годо» и к моим заметкам по поводу нее. Не только музыкальный ряд, не только слова, но даже сама картинка соответствуют форме и содержанию произведения С.Беккета.
    Естественно, что не могу удержаться и не выложить видеоролик. Для более полного, так сказать, впечатления от увиденного и прочитанного.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *