Ивановская горка

от

Согласен с первой частью фразы Левона “…всегда полагал, что Москва — это кладезь экскурсионная и не нужен нам “берег турецкий”. Со второй частью не согласен, но об этом потом. А сейчас о недавней прогулке.
На этот раз я отправился в поход по Ивановской горке один. Не в том смысле, что совсем один, поскольку ходил с экскурсией, а в том смысле, что без товарищей. В этот день была альтернатива – в это же время на стадионе “Спартак” прошел матч красно-белых с самарскими Крыльями. Мы уже второй, а то и третий год собираемся с Левоном сходить на стадион. Но позорный проигрыш в недавнем матче с кипрскими карликами развеял сомнения и в понедельник 08.08 я отправился на Ивановскую горку.
На этот раз я вооружился фотоаппаратом поприличнее (что правда не слишком отразилось на качестве съемки), а также, следуя заветам Саши Бабкова, взял блокнот и прилежно записывал в течение двух с лишним часов почти все, что говорил наш экскурсовод Александр Иванов.
Начали мы, как и в случае с Остоженкой, тоже от памятника, но не Энгельсу, а Героям Плевны. Памятник Героям Плевны находится на границе Китай-города и Ивановской Горки. Тут вспомнились наши разговоры с Надей Жуковой насчет путаницы, где Китай-город, а где Ивановская горка.
Путаница действительно есть. Строго говоря, напутали, в том числе, и те, кто переименовал станцию метро “Площадь Ногина” в “Китай-город”, поскольку находится она все же в большей степени на Ивановской горке, чем в Китай-городе. Возможно исторически более точно было бы переименовать в “Китай-город” cтанцию метро “Площадь Революции”, но все получилось как всегда в Москве получается – путаница, пестрота, мешанина и ошибки рождают новую, и зачастую неплохую реальность.
Перед началом прогулки осмотрели внимательно Памятник Героям Плевны. В частности были исследованы горельефы, где изображены гренадеры, янычары, крестьяне и мать-Болгария. Кто-то предположил, что на одном из горельефов изображена просьба болгарского крестьянина гренадеру продолжить строительство Южного потока в противовес Турецкому, но это маловероятно.
В советские времена (но еще до наших семидесятнических времен) внутри памятника (увы) был обустроен общественный туалет.
Далее двинулись по Маросейке (в этот момент начался футбольный матч) и зашли в непримечательную арку, а во дворе увидели окна аж шестнадцатого века. Здесь когда-то была Школа наук и искусств лютеранского пастора Глюка. Но прославился пастор больше не школой, которая существовала недолго, а тем, что он привез в Москву служанку, которая впоследствии стала первой русской императрицей. Где-то тут рядом было малороссийское подворье, сюда наезжал гетман Мазепа, а в 1918 году бывал и гетман Скоропадский.
Далее вновь двинулись дальше по Маросейке, повернули в Петроверигский переулок. Была осмотрена усадьба Тургеневых – Боткиных и выслушан анекдот о том, как Боткин выпил все масло в лампадах в церкви Тургенева.
Далее все в том же Петроверигском осмотрели конструктивистское общежитие национальных меньшинств запада. Общежитие было построено для Коммунистического Университета все тех же меньшинств. Кто тут только не учился и обитал. К примеру, Иосиф Брос Тито. В 1936 университет был расформирован, а ученики растеклись по свету.
Далее – к местам обитания лютеран. Кирха Петра и Павла. Лютеран в 19 веке в Москве было раз в 10 больше, чем сейчас. Особенно много их было в этих краях – от Немецкой слободы до Ивановской горки. Поговаривали, что раньше они поклонялись своим богам на Поганых прудах, что совсем недалеко, а потом перешли в построенную для них кирху. А Поганые пруды стали Чистыми. Орган и акустика в кирхе были одними из лучших, здесь выступал Ференц Лист и пела Нежданова. После революции кирху закрыли, в ней разместился кинотеатр “Арктика”, а потом студия “Диафильм”. Орган увезли в Донской крематорий, а часы сейчас украшают здание КГБ. Орган потом вернули, а часы нет, сейчас на колокольне копия. В конце пятидесятых ураган сбил на колокольне шпиль. В общем, досталось немцам и в этом случае.
Во дворе Петра и Павла сохранились палаты 16 века, которые называли палатами Мазепы, хотя Мазепа жил не здесь, а на Маросейке. Единственное, что связывает эти палаты с Мазепой это то, что Ференц Лист, выступавший совсем рядом, был его поклонником и даже написал симфоническую поэму “Мазепа”.
Потом вышли на Колпачный переулок, где осмотрели последовательно несколько особняков и палат.
На особняке барона Кнопа сохранился почетный знак Осоавиахима, единственный на сегодняшний момент в Москве (а было всего около 50). Такой знак просто так не вешали, а только в том случае, если все жильцы соответствующего здания, включая детей от 12-ти лет и старше, сдали нормы «Готов к ПВХО» I ступени и на каждые сто жильцов было не менее одного значкиста «Готов к ПВХО» II ступени и одного инструктора по герметизации жилищ от отравляющих веществ.
На знаке изображены серп и молот, винтовка, подшипник, звезда, пропеллер и даже огнетушитель.
Как раз во время осмотра знака Осоавиахима “Спартак” забил гол “Крылышкам”.
Есть еще на Колпачном особняк Юргенсона, а также дом доктора Снегирева, куда по совету Шолохова приезжал лечиться донской казак Григорий Мелехов. Чуть дальше древние палаты 16 века, а в закоулках великолепный дворец Долгоруковых. В доме доктора Снегирева в начале пятидесятых годов приобрел 13 квартир небезызвестный министр госбезопасности Абакумов, за что потом был арестован, обвинен в сионистском, прости господи, заговоре внутри МГБ и расстрелян. Между прочим, в 1997 году смертный приговор был отменен и заменен на 25 лет заключения, так что скоро выйдет.
Осмотрели также несколько металлических хреновин различного назначения, высовывающихся из стен домов. В каких-то случаях это металлические стержни для крепления, а вкаких-то — петли для несуществующих ворот.
Заканчивали поход в кромешной тьме, но вскоре вышли на освещенную Покровку, где увидели булочную, которая не закрывалась с момента своего основания в 1911 году. Внутри там ничего интересного нет и булочки не самые свежие. И уж в самом конце посмотрели на Покровке усадьбу с вывеской “Cвободен от постоя”.
“Я в доме у вас не нарушу покоя, скромнее меня не найти из полка, и если свободен ваш дом от постоя, то нет ли в хоть сердце у вас уголка”….
Поход закончили аккурат в тот момент, когда закончился матч “Спартака”.

На пути домой увидел в метро удовлетворенных болельщиков Спартака. Была среди болельщиков и девушка с шарфом, но не далась.
Вот так и живем в московском вареве. Века мешаются друг другом, равно как и архитектурные стили, немцы, малороссы, крематорий, Лист и Мазепа, Кноп, Глюк и Тургенев, МГБ, ВЛКСМ и Осоавиахим. Мцыри побеждает павианов, “Спартак” непредсказуем, но слоны так по-прежнему и стоят на черепахе. И помешать этому может только….. ну разве что цунами.

Ивановская горка

от | Авг 12, 2016 | Экскурсии

13 комментариев

  1. avatar

    «На пути домой увидел в метро удовлетворенных болельщиков Спартака. Была среди болельщиков и девушка с шарфом, но не далась».
    Т.е., как это, как это — («по Ильченко и Карцеву»: «как это?» — раз 10-15)? Не отдалась или не далась сфотографировать ее, типа, в шарфе?
    А, в целом, очень свежо и интересно. Спасибо, Андрей.
    А я был на концерте в соборе Петра и Павла — кирхе. Хотелось бы написать об этом отдельно. Может быть решусь на пост. Констатирую: акустика здесь и вправду потрясающая. В соборе теперь два органа. На концертах вместе с ними звучат саксофоны и дудук. Организует концерты «Фонд Бельканто»…

    Ответить
  2. avatar

    Немного резануло слух «раньше они поклонялись своим богам «… Каким это «своим»? :)
    Очень люблю эти места!

    Ответить
    • avatar

      Чтобы ответить на этот комментарий Нади, пришлось немного поизучать вопрос.
      «Немчины» и прочие иноземцы живут в Москве с незапамятных времен. Их количество и отношение к ним изменялось в соответствии с политической ситуацией. Были хорошие времена, были просто замечательные (при Петре к примеру пошлин не платили и винокурением и пивоварением занимались без проблем), были и неважные. При Лжедмитрии II Немецкую слободу выжгли дотла. Лютеран стали обвинять черт знает в чем, что они спят и сидят на православных иконах, поклоняются поганымсвоим богам и вообще «всякое осквернение от немцев русским бывает».

      «Немцы на своих дворех близко церквей поставили ропаты, и Руских людей Немцы у себя во дворех держат и всякое осквернение Руским людем от тех Немец бывает, и тe Немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые Немки, и держат у себя в домех всякие корчмы; и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать Немцом, потому что те Немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед Рускими людми вдвое и болши, и от тех де Немец приходы их пустеют».

      Ответить
  3. avatar

    Андрей, спасибо! Надо объединить все эти экскурсии в один альбом!!! И фотографии и Надины добавить и получится замечательно!! Если в октябре приеду в Москву, очень хотела бы сходить на такую экскурсию!

    Ответить
    • avatar

      Алла, пока что неизвестно, какие будут экскурсии в октябре, но прогулку на Воробьевы горы гарантирую!

      Ответить
    • avatar

      Андрей, спасибо! Уже купила себе билеты на Рафаэля и Айвазовского , и теперь ещё прогулка на Ворбьевы горы! Поездка обещает быть уж точно не томной :-))

      Ответить
      • avatar

        Если в экскурсионной группе на Воробьёвы горы ещё есть свободные места :), я с удовольствием присоединюсь :)

      • avatar

        Конечно, давно пора!

      • avatar

        Хотел подготовить несколько мини-отчетов по моим мини-прогулкам за прошедшие 10 дней, но затрудняюсь с чего бы начать.

        В первый день я посетил грузинское кафе, где в качестве одной из стен выступает кусок лестницы знаменитого Храма успения Богородицы на Покровке, куда любил заходить Достоевский.

        На другой день я несколько неожиданно для себя попал в мистическую атмосферу Введенского кладбища, которое располагается в 15 минутах ходьбы от моего офиса.

        На третий день я обменял Леннона на Александра III, а потом обратно (хотя этот рассказ скорее относится к жанру намедника чем прогулки).

        И, наконец, на четвертый день я прошел мимо дома где живет один из авторов Каунтерпойнта, отыскивая следы знаменитого стадиона, на месте которого стоит этот дом.

      • avatar

        Ура! А потом уставшие, но довольные пойдём в Столовую 57! Но чур, везде пешком!

      • avatar

        Кстати, прямо сейчас в ГУМе выставка спортивных трофеев СССР (Музей советского спорта, если я не ошибаюсь). Очень интересно. Жаль, у меня не было времени всё рассмотреть, ибо забегала туда буквально в обеденный перерыв с работы :)

  4. avatar

    У меня, кстати, иной рецепт (если можно так сказать) прогулок…) Я редко иду к заранее поставленной цели. Я люблю идти туда, куда глаза глядят, и ноги несут. По наитиям, по ощущениям. Понравился переулок — заворачиваешь… Ой, какой там домик! Снова заворачиваешь…) И только потом, дома, ищу информацию об увиденном. И обычно я хожу одна. И не потому, что компанию некому составить, а потому, что потребность такая: пойти и походить одной. Одна моя подруга говорит, что я в такие моменты разговариваю с городом..) Самое сильное желание вот так «поговорить» бывает в Хельсинки, но с Москвой мы тоже неплохо ладим :)

    Ответить
  5. avatar

    Один-то я конечно тоже люблю погулять. Ивановская горка для этого самое то, там нет ни одного прямого переулка. Но я на следующий день после экскурсии отправился не на Ивановскую горку, а в Пятницкий переулок, где на одном из домов имеется единственный в своем роде разукрашенный знак Осовиахима. Когда я начал этот знак фотографировать из двери Антикварной лавки (над которой он висит) вышел пожилой человек и с кавказским акцентом спросил, зачем я этот знак фотографирую. Я сказал зачем и он рассказал мне историю, что он, как один из владельцев этого дома, несколько лет назад реконструировал и покрасил этот знак. Всего таких знаков в Москве сохранилось три, а было больше 50.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *