Мастерская
В поисках стиля: рисунки, эскизы, наброски, этюды, пробы…
Женские образы
часть 1, первые опыты
часть 2, в поисках мазка
часть 3, скетчи
Вечные вопросы
Фотоизмы
Смыслографика
Impression
IMPRESSION
IMPRESSION – 2 (РИСУНКИ)
Вариации на тему
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ТУРЕЦКИХ ФОТОГРАФИЙ АНДРЕЯ КУЛАГИНА И КОММЕНТАРИЯ К НИМ АЛЕКСАНДРА БАБКОВА / 2012
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВАШИНГТОНСКИХ ФОТОГРАФИЙ АЛИНЫ БАБАЯН, 2012
IMPASTO-ВАРИАЦИИ ПО МОТИВАМ ХЕЛЬСИНСКИХ ФОТОЗАРИСОВОК НАДИ ЖУКОВОЙ.
КРОМЕ 10/07, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВИДОМ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ФИНЛЯНДИИ СО ВНУТРЕННЕГО ДВОРИКА, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СДЕЛАНЫ В РАЙОНЕ KATAJANOKKA, 2013
(на Женские образы ч.1)
А цвет-то.. Всё тот же! Помните, я говорила, что у Вас кисловодские мотивы мало чем отличаются от февральской тоски и так далее? Так вот здесь — всё тот же цвет. Это первое, что мне бросилось в глаза. И я не говорю, что это плохо (хоть, признаться, мне и не очень нравится). Мне интересны глубинные причины Вашей любви к этой гамме. Нет, всё же, что ни говорите, это не «чувство прекрасного», это — диагноз!
P.S. Выкладывайте продолжение, очень любопытно!
(на Женские образы ч.1)
Милая Надя!
Во-первых, спасибо за “высокую” оценку моего ученического “творчества”.
Что же касается “диагноза”, — ну, что же за художник без диагноза. Поэтому, весьма лестно, что хотя бы по этому параметру причислен был я к сонму художников, ура.
Что же касается гаммы, ну, тут уж я далеко не уйду, (хватит армянам Сарьянов), а вот с мазком и кистями повожусь-поищу еще. Собственно, № 01/08 — это последняя, и ближе всего к тому, что хотелось бы.
А вообще, очень хочется сконцентрироваться на компьютерной графике, но ты же знаешь, мою разбросанность и громадье проектов…, так что, увы, следующего выброса скоро не жди.
(на Женские образы ч.1)
Здорово! В том смысле, что именно образ № 01/08 мне и понравился! Не знаю, что хотели заложить в него Вы, но мне там, во взгляде этой мадам, видится два пограничных настроения: тоскливая усталость и апатия и одновременно агрессивное “Отвали!”
А ещё по поводу диагнозов и прочего по теме природы творчества. Давно ведь хочу процитировать Вам мою любимую Туве Янссон, да всё забываю. Пока не забыла снова, напишу здесь.
Из цикла “Письма к Кониковой”, 1941 год
“…Тапса сказал, что Дали работает только для себя самого. Потому что для кого иначе ему рисовать? Я просто спрашиваю! Пока работаешь, не думаешь о других, не смеешь о них думать. я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, всё что угодно — в самой глубине души автопортрет.”
(на Женские образы ч.1)
Дорогой Левон! Каково настроение, таковы и работы! Причем попытка избыть свое настроение на полотне, бумаге и т.д. не решает проблему, а скорее наоборот — усугубляет ее. Поэтому мое мнение — оставь на время «колонок», то бишь «мышку» и поработай над своим настроением. Выберись на природу, пообщайся с друзьями, почитай меня… Тем более, что для этого создались прекрасные условия: я снова в Москве, впереди четыре дня выходных, Юля с Митей в Риме. Как минимум один-полтора дня на даче я вам с Андреем гарантирую. Читать же меня — это вообще не проблема. Набираешь http://www.counterpoint.ru... Я всегда так делаю — помогает.
Поднимется настроение, глядишь, и краски просветлеют и разнообразятся, а там и формы подтянутся в большее соответствие с действительностью. Хватит ломать форму и искажать действительность. «Художники» как минимум последние 120-130 лет только этим и занимаются. По-моему, всем это уже порядком надоело. И им самим в первую очередь.
Жизнь хороша. От мира хороша. И если кто ее и портит, так это сами люди. И себе, и другим.
Держись ближе к художнику по имени Сароян!.. Или Сараян? Ну, да не важно, ты меня понял…
А вот и не правда Ваша, Александр! Относительно того, что попытка избыть своё настроение на полотне только усугубляет проблему. Это же простейший психологический приём, который применяют даже в детском саду: чтобы избавиться от страха нужно его нарисовать.
В дополнение к сказанному вчера. Сегодня у одного из наиболее уважаемых мною авторов — театрального критика «от Бога» Марины Давыдовой, прочитал: «… кончилось время талантливой станковой живописи»…
Конечно, удачно вставленное словечко «талантливой» выполняет роль своеобразной «соломки», амортизирующей последствия от чрезмерной широковещательности и категоричности такого заявления. Но даже и не будь этой предупредительной подкладки, кончилось бы время не живописи, станковой или любой другой, но лишь и исключительно время… хорошего вкуса. То, что я не устаю вновь и вновь повторять.
Человечество вырабатывало хороший вкус на протяжении столетий, а утратить рискует в одночасье!
Давыдова пишет, конечно же, о театре — она же театральный критик. А живопись, это так, к слову пришлось, плюс — позволила сделать более широкие обобщения. Обо всем искусстве в целом. При этом Давыдова рассматривает редкий пример удачного «освоения классического текста, выполненного в привычном фарватере», т.е. исключения, которое, казалось бы, должно только доказывать объективность «закона» — тенденции, направленной на выживание с театральных подмостков «бережного отношения к тексту, кантилены человеческих отношений, поиска новых обертонов пьесы без резких режиссерских жестов, бьющих в глаза формальных изысков и театральной социальности».
Но это только «казалось бы». Вывод Давыдова делает совершенно противоположный. О том, что только здесь, на практически совсем опустевшей к концу действия пьесы сцены, только здесь и можно иногда еще обрести «утраченный смысл и вкус бытия».
К чему это я? Да все к тому же, к «поискам утраченного смысла и вкуса бытия». На фоне той энтропии, которая угрожает в итоге все пожрать. На любом уровне: культуры, искусства, стиля, жанра… На любом, но только не на моем, не на уровне моей личности!
И вас, дорогие мои друзья, я к тому же призываю!
(на Воспоминание о времени)
“Затюканный” товарищами критикой на “Женские образы ч.1?, и по цвету и по настроению, предлагаю к ознакомлению работу из Мастерской “Воспоминание о времени” в ярких цветах и нейтральную по содержанию…
(на Вечные вопросы)
Ну, прекрасно! Вот уже что-то вырисовывается и даже что-то проскальзывает… Дерзай, Левон, это лучше, чем копаться в теории. Художественное творчество от начала до конца — практика. Как только ты вторгаешься в область теории, ты становишься критиком. Или промоутером нового автора, нового стиля, нового направления и т.д.
А «Неизбежность», не навеяна ли она рождественским рассказом Семена? Лестница в небо, ангелы «поют на небеси…» и т.д.
(на Вечные вопросы)
К вопросу о первородстве (опять) и влияниях.
Посмотрел даты, — письмо от Жени с ссылкой на “Ангелы по пять” от 24-го декабря, публикация Неизбежности – 26-го. Действительно, как это сделал Саша (и как это сделают критики лет через пятьдесят) можно сделать вывод о возможности некоторого влияния. Но если правда интересно, то над первой Неизбежностью я работал в течение недель двух до прочтения “Ангелов по пять” и все образные повторения, действительно удивительное совпадение…
Когда картины пишутся сердцем, всегда остается что-то в душе… Спасибо, Левон.
Саша, вопрос из зала: Творчество Семена уже стало достоянием контрапунктовской общественности? Я очень рад.
Женя, спасибо за спасибо.
Правда я совсем недавно, оппонируя Саше где-то писал, что для меня душа и разум понятия неделимые. Возможно, разочарую тебя, но думаю, что делая эти работы я больше был озабочен возней с кистями и пиксельной проблематикой, все остальное получается как-то само собой. Но, если результат дает такой эффект, — слава богу.
Про Семена Каминского. Еще летом Саша упоминал про некого Семена из Америки, но тема не получила продолжения. Получив твою ссылку, рассказ прочитал и даже написал тебе письмецо с небольшим комментарием, но почему-то не отправил, пользуясь случаем публикую сейчас, вот его текст:
“Созвучно и адекватно, а почему должно было быть по другому?
Ностальгия, Лед Зеппелин, LP по 50 центов, проблематика взаимоотношения полов, образ стервочки, перекликающейся с темой Stairway to heaven, религиозный фон — беспроигрышный набор, к тому же, хорошо и аккуратно скомпонованный.
Темы мне все близки и понятны, поэтому понравилось”.
(на посвящение Led Zeppelin)
«Лица стёрты, краски тусклы. То ли люди…» :)
можно придираться к форме подачи материала? картинки маловаты, жаль.. хочется всё время взять лупу.. ибо задумка-то интересная, и хочется рассмотреть всё как следует :)
(на посвящение Led Zeppelin)
Прислушался — переделал…
Рассматривай.
(на Фотоизмы)
«В заколдованных болотах там кикиморы живут, зещекочут до икоты и на дно уволокут…»
Левон, не боишься?
Я все себя спрашиваю, а нет ли во всем этом чего-то от т.н. «синдрома Пикассо»? Если не помнишь, что это, поясню.
(на Фотоизмы)
Вся моя жизнь в «заколдованных болотах», сам не боюсь, но других предупредить пытаюсь…
Про синдром Пикассо не помню, но раз это ты обо мне, надеюсь, что это что-то плохое…
(на Квадратный объектив)
Левон, неожиданно пришедшее мне соображение вызванное «квадратным объективом».
Не излишне ли агрессивно-эффектны модели которые ты берёшь как объекты для своих работ.
Возможно сам жанр этих фотосъёмок как-то влияет на восприятие конечного произведения.
Излишняя очевидность?
(на Impression)
Признаться, слово «impression» ЗДЕСЬ меня немного напугало сначала. Ну, просто потому, что в моём испорченном мозгу «impression» — сами знаете, что…)
А картинки хороши. На счёт кособоких домиков не очень уверена, а аллея мне определённо нравится. И гамма вроде обычная, но как-будто потеплело где-то…
Что-то это мне напомнило…
И ты, Брут!..
Кстати, совпало: последние недели три занимаюсь «ремиксом» (№ 01/07, 2009) — на выходные, возможно опубликую.
Там «вывернуто» посильнее, чем у этого «кукрыникса»…
Скажу одно — не специально все это делается, считайте, что просто рисовать не умею.
P.S.
А вот Валере Мазо (слышал?) мои «ранние» барышни нравятся…
(На Katajonokka)
Эх, хорошо…
Спасибо Надя-Левон. Я дальше Успенского собора не забирался. Это ведь тоже Катаянокка? Жаль, что вероятность еще раз побывать в Хельсинки невелика.
(На Katajonokka)
Левон, во-первых, спасибо за хорошее размещение, сразу видно, мимо не проскочишь. А во-вторых, меня это просто не могло оставить равнодушной. Катаянокка — один из любимых уголков Хельсинки, наряду с Геспериан пуйсто (парк на берегу моря возле Оперы), район Йоханнескирко.
Мне очень понравилось. Трогательная, непритязательная красота Хельсинки, вошедшего в пятерку самых романтических городов, прекрасно передана общими усилиями.
Алла, Йоханнексенкиркко, вся белая от снега, сейчас заставкой на одном из компьютеров в нашем офисе :) Я тоже очень люблю те края..)
Надя, звоните непременно, когда будете в наших краях! Погуляем и повосторгаемся вместе. Да и Вантаа -«сити» :-)) может оказаться небезынтересной для вас. Буду ждать.
Андрей! Но если вдруг ваш пессимистический прогноз не сбудется, обещайте мне, пожалуйста, что не откажете мне в возможности показать вам самые красивые, самые уютные и «задушевные» уголки Хельсинки.
Алла, я конечно, обещаю, другого просто не может быть!
(На Katajonokka)
Да, мне тоже понравилось. Эта техника усилила ощущение сказочности и «игрушечности», которое на меня каждый раз производят эти домики. В общем, очень даже удачно я попросила Вас поправить перспективу на моих фото :))
(На Katajonokka)
Эх, не жалеешь ты красок, Левон! Похоже на жирный торт, из числа тех, что так тебе нравятся. Выставленный на некоторое время на солнце. Контуры начинают смазываться и исчезать, розочки оседать и наплывать на листики, цвета смешиваться и отливать жирной росой… Еще немного и былая эта красота превратится в одно сплошное месиво – форм, цветов, оттенков… вкусов и запахов…
Ар-деко и без того-то несколько чересчур декоративен, избыточен и слащав. Будучи же еще дополнительно подтоплен жаркими, густыми и жирными мазками, он так и вовсе становится приторен до тошноты. Не для нашей это печени уже, Левон!
Хорошо, однако, что изображенные места не утратили узнаваемости. Значит, в какой-то момент чувство меры все же шевельнулось в тебе…
А я люблю ар-деко и никогда не видела в нем слащавости, да и откуда ей взяться в течении, замешенном на модерне и неоклассицизме? И мне всегда казалось, что у Климта много с ним общего. Да и возник стиль ар-деко под влиянием Венского Сецессиона, о котором ты очень восторженно писал еще совсем недавно:
«То ли дело мы сейчас с Андреем из Вены вернулись: Альбертина, Леопольд, Бельведер, Сецессион… Климт, Мозер, Лист… Тоже золото везде присутствует, но насколько все в меру, насколько гармонично и благородно»…
Вот и в «Последнем звене» ты утверждаешь, что «проследил тенденцию, нашел Сецессиону место в мировой истории искусств», как же ты не отследил его влияний?
Несколько противоречиво, не находишь?
Эх, Порфирий Петрович, Порфирий Петрович, дорогой вы мой. Опять копаете, опять пытаетесь меня на чем-то поймать и в чем-то уличить… Ну, давайте посмотрим, насколько вам на это раз удалось. Или не удалось.
Да, ар-деко — это французский вариант Венского и Берлинского сецессионов как частного случая югендстиля в Германии и в Скандинавии в целом. В России тоже был свой «Мир искусства». Все это объединено под общим названием «модерн». Это прописные истины, и не стоит мне об этом напоминать.
Другое дело, что стиль этот нашел свое проявление в живописи и скульптуре, с одной стороны, и в архитектуре и дизайне интерьера, включая мебель, с другой. И то, что мне нравится в живописи и скульптуре, не обязательно должно нравиться мне в архитектуре, скажем, а разговор у нас в данном случае об архитектуре. Или, скажем, не обязательно настолько же нравиться, потому что в принципе и в архитектуре модерн не оставляет меня равнодушным. Это раз. Ну, а два – это то, что даже в рамках одного и того же стиля все далеко не столь однородно и равноценно. Существуют крайние течения, и разница между ними порой бывает более чем существенная: от благородного и изящного, как в данном случае, до смазливого и приторного. В живописи это менее заметно, а в архитектуре – гораздо более, вплоть до Гауди с Хундертвассером. Особенно если поработать здесь от души в стиле импасто, как предлагает Левон.
Модерн он и так-то зачастую на грани, и в этом его прелесть, но в то же время и опасность: когда «на грани» это просто фантастика, а чуть за грань – все, патока и китч. Верх вкуса и полная безвкусица, сосуществующие буквально в миллиметре друг от друга. А если сюда еще с жирным и сочным мазком вклиниться… То получится то… что получилось – нечто карикатурное.
Но это опять-таки на мой взгляд и на мой вкус, не исключаю, возможно, несколько предубежденный. Потому что мне в целом такой род «живописи» не нравится. Ну что это за живопись? Не с натуры, не по памяти, не с помощью воображения… Без холста, без кистей, без красок… В лучшем случае смахивает на какие-то детские раскраски. А я и в детстве-то их не очень любил…
И опять-таки, не исключено, что это я слишком консервативен, а Левон прогрессивен и за подобным «искусством» будущее. Даже, скорее всего, что это так – примеров мы находим массу на каждом шагу. Но, слава богу, что есть еще и прошлое…
Так что, как видите, дорогой Порфирий Петрович, нет у меня оснований никого не то что убивать, а даже лишать места под солнцем. Я вполне в состоянии адаптироваться к существующей действительности. Пока есть Вена, Хельсинки, моя любимая Италия… Пока есть Джотто, Рафаэль, Альма-Тадема, Климт… Революционер и нигилист – это тот, кто не в состоянии адаптироваться сам и поэтому пытается адаптировать действительность под себя …
Ох, Саша, спасибо за Порфирия Петровича, на такую проницательность я даже и не претендовала. Да и причины не было, на мой взгляд. Мне кажется, не стоит искать серую кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет. Мой комментарий относился исключительно к последнему абзацу, где ты слишком безапелляционно вынес приговор ар-деко, который я очень люблю не только в архитектуре, но и в интерьере, и особенно в дамской моде, и в котором слащавости не нахожу. Просто показалось странным, что где-то с восторгом, а где-то по тому же поводу с уничижительной критикой.
Спасибо за пространную лекцию.
Кстати, никогда не связывала работы Хундертвассера со стилем ар-деко… А вот вокруг его дома могу бродить часами, и каждый раз найду, чему удивиться. Хоть и безумно немного, но весело и вдохновенно, на мой взгляд.
И Гауди никогда не оставит равнодушной.
Работы же Левона, выполненные в этой манере, тронули не только узнаваемостью. Мне показалось, что именно она подчеркнула мое обычное ощущение при взгляде на некоторые здания югендстиля : в этих затейливых домах с эрекерами, башенками и орнаментом чудятся мне сказочные богатыри. Им тесновато здесь, в узком пространстве города, они просели под тяжестью доспехов, но столько в них стати и силы, которую нельзя не почувствовать, и это не может не трогать, по крайней мере, меня.
Что до революций и нигилизма, извини, не поняла.
Это как-то связано с моим отношением к ар-деко? Или с моей робкой попыткой за него заступиться?
Меня же лично в нигилизме очень сложно обвинить. Особенно после недавних упреков в чрезмерной толерантности…
По поводу же адаптации, Саша, скажу одно: я давно заметила, что жизнь поворачивается к тебе именно той стороной, какую ты хочешь в ней увидеть, и обнаруживает то, что ты в ней ищешь. Поэтому я и принимаю ее с восторгом такой, какой она есть. Во всяком случае, в моих глазах.
Чересчур декоративен? Избыточен? Слащав? Удивительно.. Ничего из перечисленного ни разу не видела в Хельсинки. Может быть, где-то архитектура этого стиля и выглядит именно так, но северный (конкретно хельсинский) югенд скромен и даже немного наивен, как по мне.
Что-то вы, господа, попутали арт нуво с арт деко. Отсюда все несуразности. Финский модерн это представитель арт нуво, а арт деко появился гораздо позже. И в арт деко конечно можно найти элементы слащавости, но никак не в арт нуво (хотя вкусы у всех разные). Судя по всему причиной всего явилась интерпретация Левона, превратившая арт нуво в слащавый торт (в Сашиных глазах, не моих). Было бы интересно взглянуть на Надин первоисточник, чтобы понять, что к чему.
Андрей, а ведь Вы правы.. Это я в запале, что называется, повелась…)
3 из 5 представленных у Левона фотографий можно посмотреть вот здесь, на моей страничке в Panoramio:
http://www.panoramio.com/user/2368081
также, там справа есть «сортировка по тегам», если нажать на «jugend style», то откроется всё остальное, что на данный момент у меня есть. Добро пожаловать! :) Только заранее прошу прощения за кривизну некоторых снимков! :)
А как тебе вот такие «перлы» из ар-нуво?
Причем это именно ар-нуво, а не ар-деко. Все это в высшей степени условно. Первые ростки одного стиля, в данном случае ар-деко, всегда вырастают из другого, ему предшествующего, и этим последующим абсолютизируются, а то и доводятся до абсурда. В целом же, конечно, ар-нуво — стиль куда более изящный и утонченный, чем ар-деко. Ар-деко это даже уже не столько Европа, сколько Америка, а затем, я так понимаю, и Ближний и Средний Восток…
Шехтелевская лестница — шедевр (медуза на морской волне, вообще просто нет слов) Гауди -шедевр (хотя к нему может быть больше вопросов, причем именно когда смотришь фото. А оказавшись с ним глаз на глаз в Барселоне все вопросы отпадают), остальные с ходу не узнал, но кроме последнего, тоже хорошо. Но можно привести массу примеров из классического искусства, когда есть вопросы к вкусу (Тициан-Брюллов-Семирадский и так далее)
Гауди — вообще сам по себе, я думаю :) Может быть, чисто номинально его и можно отнести к арт-нуво (условно), но Гауди — это Гауди, как он есть. Любите вы его или нет.
Второе фото — это что-то современное.
И вообще, при чём здесь всё это, если мы обсуждаем конкретные здания с картин Левона. А у Левона получилась действительно интересная интерпретация, которая добавила жизни и света в октябрьский туманный день.
Это все потому, что мы попали под обаяние непререкаемого Сашиного авторитета в области теории искусства. Но, как видно, и на старуху бывает проруха. А еще это лишний раз подтверждает мою мысль о том, что в искусстве важно впечатление, а не ярлычок. Ну что бы изменилось в моем отношении к Гауди, как бы точно не определили его стиль? Вряд ли это что-то добавило к тому абсолютному изумлению, к той дрожи праздничного восторга, которые я испытала при первой встрече с ним. И Хельсинки просто люблю.
Дорогие друзья,
хочу внести свою маленькую лепту в обсуждаемые вопросы.
Ар деко достаточно сложно спутать с ар нуво (сецессион, югендстиль, модерн стайл и пр.)
по одной простой причине, у ар деко две составляющие — модерн и модернизм (кубизм, футуризм, конструктивизм).
Если обратиться к музыкальным аналогиям это как ранний рок-н-рольный Элвис Пресли и Поль Анка.
Песни поют одни, но какая разница.
Я люблю ар деко больше, чем ар нуво (понятно почему), и безусловно наслаждался бы им в собственном интерьере (будь такая возможность).
Но если ар нуво дало огромную плеяду великих художников (начиная с Климта и Шиле), то в ар деко кроме Лемпицки (великая) никто на ум не приходит.
Левон и Надя, спасибо работы с настроением (может уже пора посетить северного соседа, Саша ты был в Финляндии).
Левон извини, что мало о твоих работах, но писать красиво, симпатично и пр как-то глупо.
Доброе слово и кошке приятно.
Чего там мудрить, пиши тогда просто и кратко — «гениально!» или «я в восхищении!».