Музсалон 2017

8 марта (от Александра Бабкова) / «Wonderful Tonight»
С праздником, дорогие женщины!
Хорошо, что есть хоть один день в году – этот великолепный праздник, — когда можно обратиться к Вам не по делу и не как к сослуживицам, коллегам и заказчицам, а — просто как к женщинам… И не нудить по поводу тех или иных бесконечно скучных дел, а просто улыбнуться, сказать пару комплиментов, подарить цветы и поставить хорошую песню…
В надежде получить от Вас благодарный взгляд и ответную улыбку…
К черту, по крайней мере на сегодня, все дела и все заботы. Любви Вам, счастья и красоты… Нет, красоты — это нам, а Вам заботы, комплиментов и наших восторженных взглядов… You are really wonderful today, — как поет Эрик Клэптон.
Сегодня? Почему же только сегодня? Вот такими же прекрасными и оставайтесь на все оставшиеся дни года…

1 апреля (от Андрея Казачкова) / «April» 1969
Deep Purple April P2 German TV 1970 Very Rare Footage!

25 апреля (от Александра Бабкова) / Миры Леонарда Коэна
Миры Леонарда Коэна

Всю свою жизнь я служил тому, что невозможно
выразить словами.

Л.Коэн

Какой все-таки молодец Гребенщиков! В своей сегодняшней передаче из цикла «Аэростат» он сделал почти невозможное. То, что я все собираюсь сделать на протяжении последних месяцев, а на деле боюсь даже подступиться к этому – рассказать о Леонарде Коэне.
Ведь Леонард Коэн – это целый мир, а как можно рассказать или выразить мир? Это занятие для всей жизни, и даже сам музыкант, сам Коэн, хоть и значительно в этом преуспел, но так и не сумел справиться за всю свою, прямо скажем, не короткую жизнь. Одной жизни явно ему не хватило… Хотя объем сделанного превосходит возможности одной жизни: невольно приходит на ум мысль о множественности жизней и перевоплощении души – философии, которой сам Коэн был причастен и следовал.
Гребенщиков же… Гребенщиков в своей передаче менее чем за час нарисовал портрет, словесный и музыкальный, сумев выразить в нем наиболее характерные черты музыканта и человека… Или – человека и музыканта? Я действительно не знаю, кого здесь поставить на первое место. А может быть, – поэта, а может – философа, а может – духовного учителя, а может – провидца и визионера?..
Мир Коэна велик и многообразен. Он также глубок, – куда глубже чем его «thousand kisses deep», – и невообразимо высок одновременно. Это его, Коэна, и только его мир, и мне не надо туда. Но мне надо знать, что он есть, и время от времени заходить туда, на самые его задворки, и даже этого достаточно мне, чтобы причаститься и выйти оттуда уже совсем другим человеком. Чистым и свободным от всей той грязи, что налипает на нас в миру. Или, напротив, дать миру Коэна войти в меня. Каким-то чудесным образом он сам знает, когда мне это необходимо, и делает это не спросясь, но все с тем же идеально очищающим душу и сердце эффектом.
Несомненно, одним из самых счастливых периодов моей жизни было то время, когда я переводил лирику Коэна. Не уверен, что мои переводы – верх совершенства, но мне достаточно того, что это послужило хорошим поводом вникнуть особенно глубоко в мир слов, мыслей и чувств поэта, приобщиться к ним и какое-то время пожить в унисон с ними. До известной степени, конечно. Поверьте, это непередаваемое чувство. Встать на одну ногу… нет, скажем, постоять на пьедестале личности большого поэта и человека. Даже это – большая, великая радость!
И конечно, пережив это, ты совсем по-другому начинаешь воспринимать автора и его песни (стихи, картины, музыку…) Ты – о чудо! – начинаешь воспринимать их как уже немного и свои тоже. И уже в самом себе ты начинаешь ощущать частичку Леонарда Коэна. Побольше бы в себе таких частиц!

Совсем о другом хотел я рассказать применительно к Коэну. Но, во-первых, после Гребенщикова и очень грамотной подборки песен самого Коэна это трудно сделать. А во-вторых, для этого, думаю, будет еще повод. И не один.
Сегодня же я рад, что удалось хотя бы частично выразить то, что поднялось, по выражению самого Коэна, откуда-то из глубины и самым непредсказуемым образом…

13 мая (от Надежды Жуковой) / System Of A Down - Aerials
System Of A Down — Aerials

Последнее время постоянно думаю об этой группе не потому что они мне просто очень симпатичны, а потому что…

а) эта песня звучит на матчах Чемпионата Мира по хоккею, который в эти дни проходит в Париже и Кёльне и …
б) потому что постоянно вижу на улицах города афиши их концерта.

System Of A Down играют летом.. нет, не на Спартак арене, как я думала почему-то, а на арене ЦСКА.
Очень уважаемый коллектив в мире современной тяжёлой музыки.
Маленькая «пикантная» подробность: все музыканты по происхождению — армяне.

11 августа (от Андрея Казачкова) / 70 лет основателю Jethro Tull Яну Андерсону!
Cегодня 70 лет основателю Jethro Tull Яну Андерсону!

6 сентября (от Александра Бабкова) / Simple Minds
Simple Minds-«Summer’s gone…»

«Summer’s gone…» Да, похоже, что так: лето кончилось… Эту строчку пропели сегодня утром ребята из ирландской группы «Simple Minds», и иллюстрацией к ней явился мой взгляд в окно: бесконечно серое небо, дождь… И в качестве дополнения к этой безрадостной картинке — осенний холодок по ногам из приоткрытой двери балкона. Пора закрывать!

Но песня при всем при том — и даже при не ахти каких веселых словах — звучала, не скажу оптимистично, но был в ней какой-то скрытый оптимизм. Который поднял мне настроение. Мне и вообще эта группа — «Simple Minds» — нравится. Набрел я на нее еще давно; помнится, тогда еще кассеты были, и где-то эта кассета, заезженная мною до дыр, у меня должна храниться.

Мне они тогда показались отголоском «U2», но очень скоро я понял, что это не так. Нет, у них свой свой звук и свой слог. Их не так часто ставят на радио, но когда мне случается их услышать, сердце мое начинает учащенно биться, а губы расползаются в радостной улыбке.

Может, и на вас эта музыка произведет подобное впечатление? В этот серый, мокрый и по-осеннему промозглый день…В любом случае я вам этого желаю!

30 октября (от Александра Бабкова)
COMING BACK TO LIFE

Утро… К сожалению, буднего дня. А это значит, что надо вставать. Зачем? К чему?
Не надо даже выглядывать в окно. Ты и так, фибрами души или чего-то там еще, ощущаешь, как все сорок оттенков серого льются оттуда и наполняют комнату. Подбираются все ближе и ближе к тебе.
И уже от одного этого серого цвета становится не по себе. Хочется съежиться, свернуться и совсем-совсем маленьким клубочком затеряться где-то между подушкой, одеялом и теплым боком жены…
Еще минутка, пять, десять… Нет, перед подъемом… Не нагреешься, не нанежишься. Надо, надо вставать: ведь ты же еще не пенсионер! Не пенсионер? Но ты уже встал, и вопрос теряет смысл; повисает в воздухе…
С каждым новым шагом, с каждым потягиванием, с каждой каплей воды на лицо сон уходит все дальше, а ты возвращаешься к жизни. Но эта осенняя серость, эта мгла, эта депрессия, веющая на тебя даже не из окна. А уже от самого окна…
Включаешь радио. Естественно — Rock FM 95 и два. Какое же еще? И первые аккорды Pink Floyd, они под стать охватившему и никак не желающему тебя отпускать осеннему настроению. Они буквально вытягивают из тебя жилы и душу, остатки души, эти гитарные рифы.
Но ты не выключаешь. Ты чувствуешь себя на одной волне с этой тоскливой и ноющей мелодией… Ты готов идти, плыть и дальше по этой тягучей и сладкой волне. Как далеко? – Бесконечно далеко. Ты полностью отдаешься ей, а голос Гилмора это уже твой голос, голос твоей сущности, твоей души. Он эхом уходит куда-то, в самые дальние дали, высокие высоты, глубокие глубины… Чего?
И вдруг совершенно неожиданное в этом контексте слово «sun», и так же неожиданно меняется тональность, появляется ритм, появляются светлые ноты. Неужели от одного только слова? Нет, это уже более светлые аккорды и они резко меняют тональность. И даже в окне как будто бы становится светлее.
Ритм становится все четче и отчетливее, все настойчивее. И уже от одного этого ритма кровь пульсирует сильнее, а давление поднимается. Блеклые поначалу краски приобретают цвет, звуки – насыщенность, движения – уверенность и силу.
Жизнь возвращается. Жизнь уже вернулась к тебе.
Это уже позже ты узнаешь, что вещь эта так и называется «Coming Back To Life», но воспримешь это спокойно – как должное. Как нечто более чем естественное. Ведь утром ты уже испытал на себе это чувство. Чудесного возвращения. Не трансформации, не преображения… Возвращения. К жизни. С помощью ли музыки? Нет ли? Но испытал…

9 декабря (от Андрея Казачкова) / Музыка не знает границ
Музыка не знает границ

Музсалон 2017

от | Мар 16, 2017

23 комментария

  1. avatar

    (на “April” от 1 апреля)

    Спасибо, Андрей. Порадовал. Я так понимаю, ты решил продолжить традицию прошлого года… или просто решил «добить» календарь – подыскать по песне на каждый из месяцев года? Неужели у нас ничего не было на апрель? Не понимаю, почему Левон не ухватился за эту идею – создать такого рода музыкальный календарь! Ведь это его, родное – и рок, и систематизация, и идея вроде бы оригинальная…С претензией на звание его любимого ПИ…. В конце концов…
    Но все же перейдем к самой этой вещи от «Дип Перпл». Мне она очень близка. Это один из двух оригинальных CD-дисков «Дип Перпл», что у меня имеются, и покупал я этот диск в свое время не просто так, а… по любви… Все ранние вещи «Дип Перпл» мне исключительно нравились и не перестают нравиться…
    Таким теплом повеяло от первых же аккордов… И разлилось по сердцу и душе… Знать бы еще, как говорил Чехов, где она, душа находится… Так тепло от хорошего, выдержанного и качественного, коньяка разливается по всем, буквально по всем жилам… И согревает в прохладную ночь… Или в прохладные апрель… Спасибо еще раз тебе!
    А еще эта вещь близка мне потому, что в пору увлечения переводами рок-лирики я переводил и ее на русский, а когда переводишь, то буквально срастаешься, да срастаешься с оригиналом, тем более я ставил ее тогда неоднократно, чтобы, так сказать, еще больше проникнуться духом переводимой «вещи»…
    Сегодня мне мой перевод уже не очень нравится, кажется довольно наивным и не очень умелым, но все равно выложу его здесь – некоторые моменты там неплохи, а потом, не только же удачные вещи выкладывать… Надо оставить повод и для критики…
    Да-а-а, “April”… Я уже начал было совсем забывать его. Как хорошо, что ты мне его напомнил! И, главное, как вовремя! Прямо как подарок к дню рождения!

    Апрель
    (Блэкмор / Лорд – «Диип Пёрпл»

    Апрель воистину жесток:
    Уже б и солнцу вышел срок,
    Но мир как будто бы во мгле.
    А лишь рассеется она,
    Как тут же вешний дождь пройдёт,

    Поля страданьями зальёт.

    И непонятно ни мне, ни тебе,
    Почему воздымая очи горе,
    Туда, где должна быть неба лазурь,
    Где должна быть ты, – лишь пунцовая хмурь.

    Спроси, отчего тебя в небе нет?
    Лишь расплачусь, не в силах найти ответ.
    Быть может, внезапно, в какой-то момент
    Забудусь я, обретя былой свет,
    Но тяжесть вернётся силой свинца –
    Ощущенье Апреля, без конца,
    Апреля холодного как ложе вдовца.
    И пусть в тенетах моей души
    Мысль твердит, что не так уж дела плохи.
    Ничего в том обмане отрадного нет,
    Коль не радует сердце солнечный свет,
    А весна в ночь ненастную шлёт привет.

    Серое небо на голубом,
    Серое небо, где б нам быть вдвоём.
    Спроси, почему тебя в сердце нет,
    Лишь расплачусь не в силах найти ответ.
    Да, не в силах узнать ответ…

    Ответить
  2. avatar

    (на System Of A Down от 14 мая)
    Как это не может показаться странным, но группа мне известна. Л. мне какой-то медляк их ставила (где они там в автобусе едут). Потом посмотрел, что у них в 15-м году в Ереване был грандиозный концерт.
    Меня забавляет, что металл-ли, хард-рок-ли все равно нет-нет, да проскальзывают армянские модуляции…

    P.S.
    По поводу же Спартак арены мы пока, увы, называемся Арена «Открытие» (говорят договор с одноименным банком подписан до 18-года), может потом переименуемся во что-то более понятное. Кстати, в народе стадион сразу окрестили Открывашкой…

    Ответить
    • avatar

      (на System Of A Down от 14 мая)
      Скорее всего, и я тоже когда-то вам их показывала. Правда, я раньше думала, что у них только Танкян армянин, а тут почитала, оказывается, они все там..))))
      Танкян мне очень нравится! Очень занятный персонаж, и голос его и манера исполнения — очень узнаваемые, и мне очень нравится, как он поёт. Я, конечно, не прям поклонник System of a Down, но мне всегда очень приятно их слышать где либо.. И если бы не куча «моих» концертов в последнее время, то я бы потратила денюжку и пошла бы на их концерт этим летом…

      Ответить
    • avatar

      (на System Of A Down от 14 мая)
      По поводу System of a Down … Левон, организовал бы контрамарки… В кои-то веки соотечественники приезжают. Подними местные земляческие связи. А заодно уточни, пожалуйста, что же это означает: System of a Down? У меня как у переводчика есть, конечно, свои предположения и варианты, но все они какие-то неубедительные… Здесь нужно национальный менталитет подключать, по-моему… Объединим наши усилия?

      Ответить
    • avatar

      (на System Of A Down от 14 мая)
      Из ВИКИ: «Изначально группа должна была называться «Victims of the Down» — по стихотворению, написанному Дароном Малакяном. При совместном обсуждении участниками было решено заменить слово «victims» на более общее «system». Причиной замены также послужило желание Шаво Одаджяна расположить группу ближе к Slayer на полках музыкальных магазинов».
      Не знаю, правда, может ли это чем-то помочь..)

      Ответить
    • avatar

      (на System Of A Down от 14 мая)
      Спасибо, Надя, но это не проясняет суть названия. Будь-то «система», будь-то «жертвы» – ни то, ни другое не очень вяжется с «Down». (Если только речь не идет о синдроме Дауна, но полагаю, это не тот случай: все члены группы – красавцы, правда, на свой, восточный лад).
      Нет, все же «жертвы» больше вяжутся с таким значением слова Down, как «крах», «неудача», «спад», и даже с такими его значениями, как «расслабительный наркотик» или «депрессант» типа барбитурата, как со знанием дела поясняет словарь. Но «система» и здесь никак не катит…
      Может быть, подсказывает тот же словарь, Down как порода овец. О, ведь армяне и овцы, они как-то исторически связаны и близки, в том числе и в хорошем смысле слова. Но думаю, «наши» армяне из группы «System of Down» давно уже растратили эти «исторические» связи…
      Значение «вне игры» из лексикона американского футбола тоже не очень-то вяжется с «системой».
      В общем ничего лучше, чем «системный кризис» мне в голову не приходит. Но ведь группа-то не из Армении и даже не из России, а из США. У них-то там никакого системного кризиса пока что нет! Кроме политического, действительно грозящего перерасти в системный…
      Правда, нужно учитывать время, в которое мы живем. Время постмодернистское, когда все что угодно становится возможным. Ведь мог же мой сын, например, со своим партнером назвать свою фирму «Точкой роста». Российскую фирму! В то время как все на спаде и все то и дело стыдливо прикрываются разными эвфемизмами типа «лидеры падения» или «либерализация цен» вместо банального и одиозного «повышения цен».
      Системный кризис в Америке и точка роста в России… Оксюморон? – Оксюморон! Да, мы живем в эпоху полностью перевернутых мозгов и метущихся чувств, поэтому что тут только не возможно? – Все возможно. И «System of a Down» это еще не самое страшное.
      А в качестве музыкальной иллюстрации к этому своему маленькому филологическому исследованию поставлю-ка я одну из самых своих любимых песенок на этот счет. “Christmas Camel” группы “Procol Harum”. Причем здесь, скажете вы, Рождество? В мае? – А причем здесь верблюд? – вопросом на вопрос отвечу вам я. Да вы прислушайтесь к словам этой песни. И вы поймете, что Рождество в мае это еще не самый большой эксцесс и парадокс. Более того, по сравнению с тем, что в самой песне, это даже вовсе не парадокс, а вполне нормальное явление…
      Каково время, таковы и тексты. Таковы и названия групп… Но все же я очень надеюсь на помощь Левона с его квази-армянским менталитетом. А если он к расследованию еще и папу привлечет, и Л. с ее семейством… Думаю, «рекбус» этот «кроксворд» будет успешно разрешен…

      Ответить
      • avatar

        (на System Of A Down от 14 мая)
        Ну… Если быть знакомым с эстетикой и образностью в лирике «тежеляков», то «жертвы рассвета» — это вполне обычное явление, и очень даже понятное..)))
        А вот «У них-то там никакого системного кризиса пока что нет! Кроме политического, действительно грозящего перерасти в системный…» — в любом случае, группа была образована не сейчас, поэтому текущие события точно не могли повлиять на её название.

    • avatar

      Собственно, вот: армяне на исторической Родине

      очень круто! :)

      Ответить
      • avatar

        Да, спасибо, Надя, вещь действительно серьезная и эмоциональная донельзя. Как она называется? Хотелось бы посмотреть слова.

        Как там все, без эксцессов обошлось? Не пошли прямо с концерта, как «мы» в свое время с парада на Красной площади, отбирать Арарат?

      • avatar

        В тот раз не пошли, а в этом году получилось хорошо
        Дай бог удачи армянскому народу!

  3. avatar

    (на Йена Андерсона от 11 августа)
    К 70-летию Йена Андерсона, более известного как «Джетро Талл» — как ужасно пишется и смотрится на русском! Лучше уж — «Jethro Tull»…
    С радостью присоединяюсь к поздравлениям. Хотя, казалось бы, с чем поздравлять? Особенно музыкантов нашей молодости, которых мы не хотим воспринимать такими, какими они теперь стали. Я даже перестал ходить на своих былых кумиров, когда они приезжают в Москву. Давно уже перестал ходить, с тех пор, как сходил на одного-другого и… слушать мог, но смотреть… Нет, смотреть уже было больно. Герои твоей молодости, да и вообще герои должны оставаться всегда молодыми. И не только для того, чтобы умирать…
    А вещь, конечно, замечательная. С удовольствием прослушал ее и даже посмотрел, но хотелось бы немного другого. Хотелось, чтобы в ходе песни произошла полная и безоговорочная метаморфоза и Йэн Андерсон допел ее уже снова молодым и энергичным… в своем духе. С пританцовываниями и прочими выкрутасами. С бесподобной игрой на флейте…
    Ибо да. Рок-н-ролл обладает таким свойством — чудом омолаживания духовного и даже физического. По себе знаю. К сожалению, не все близкие мне люди разделяют это мое восторженное отношение к рок-музыке. А если бы разделяли, то, уверен, как минимум, вдвое сократили бы рацион своих ежедневных лекарственных препаратов.
    Я бы так, была б моя воля, на месте врачей выписывал иной раз рецепты не на лекарства, а на определенную музыку. Этому два раза в день, после или до еды, прослушать это; другому с утра и натощак — то; а третьему перед сном — что-то третье… Думаю, толку было бы больше.
    Сам я… вот прослушал этот музыкальный подарок Левона и чувствую… на год-два, может, нет, а на пять-шесть месяцев точно стал моложе. Хожу и напеваю. Да, это лекарство имеет пролонгированное действие…
    Так что, с днем рождения тебя, Йэн, а заодно и всех нас. И знай: ты не стар для рок-н-ролла, для рок-н-ролла ты — бессмертен!

    Ответить
    • avatar

      (на Йена Андерсона от 11 августа)
      Cовершенно согласен с Сашей. Прослушиваю-просматриваю этот маленький шедевр и становлюсь чуть-чуть моложе. Посмотрите, кто еще не посмотрел. И пришла в голову мысль — ведь этот ролик есть ни что иное как иллюстрация нашего будущего похода в Нескучный лет этак через 10-15. Представим 2030 год. Наша недавняя троица гуляк, а также Левон, Кулагин и всей толпой пять веселых раздолбаев бредут, каждый хромая на свою ногу, в Нескучный — а там нескучно, и в школу уж тем более не пустят, и мальчик все тот же и беззаботные юные гурии окружают со всех сторон…
      Too Old to Rock ’n’ Roll: Too Young to Die!

      Ответить
    • avatar

      (на Йена Андерсона от 11 августа)
      Неиссякаемая энергия, неподдельная страсть, «дьявольская» пластика наводит на мысль о «внешних» влияниях.
      Для меня в одном ряду рядом с Кейтом и Миком.


      (обязательно досмотрите до соло на флейте!)

      Ответить
  4. avatar

    Все мы поклонники рока. Ну не одного только рока, кому-то, возможно, нравится и джаз, или симфоническая или легкая эстрадная музыка… Но в первую очередь мы поклонники рока и все мы выросли из него, как русские писатели 19-го века из «Шинели» Гоголя.

    В одной книжке прочитал вот такую характеристику джаза. «Печаль, обретающая плоть в звуках; тесная связь, с первых же нот объединяющая исполнителей и слушателей в одно целое; особая манера дышать и свободно двигаться; способность поймать мимолетное чувство и тут же проникнуться им до глубины души; истинная радость жизни».

    Очень, по-моему, хорошо и точно сказано, хотя я и не отношу себя к истинным поклонникам джаза. Он мне довольно быстро надоедает. А вот смог бы кто из нас дать подобную характеристику року — столь лаконичную, но в то же время столь же емкую? Может, попробуем, а?

    Ответить
    • avatar

      Помнится Кулагин как-то сравнил рок с дизайном, чем вызвал бурную дискуссию.
      Мне же кажется, что дизайн ближе, именно к джазу.

      Что же касается рока. Сходу на ум пришел Ван Гог. Тем более в рифму.
      Рок — это Ван Гог.

      Будут еще какие ассоциации, напишу.
      Хотя, лучше известной триады «Sex, drugs and rock ‘n’ roll» вряд ли чего придумаешь.

      Ответить
      • avatar

        Я думаю, что “Sex, drugs and rock ‘n’ roll” несколько устарело..

    • avatar

      Не вполне к месту, но приведу все же цитату из поста Андрея Стругацкого, исходя из которой рок можно сравнить с хорошей лесопилкой:

      «…Любил я, знаете ли, в молодости врубить погромче хорошую музыку! И кайфовать, развалившись на диване.
      Однако существовала загвоздка: рядом жил довольно нервный сосед. Был он по профессии чтец-декламатор, работал на радио, излагал в эфире с патетически-глубокомысленным выражением всякие идейно-патриотические стихи и тексты. И стоило мне поставить на магнитофон бобину с чем-нибудь забойным, тут же в дверь раздавался длинный злобный звонок. Врывался сосед и громоподобным хорошо поставленным голосом орал: «ИДИОТ!!! НЕМЕДЛЕННО УБЕРИ ЭТУ ГАДОСТЬ!!!».
      Ну, приходилось выключать… Сосед с сознанием выполненного долга уходил. А ещё через минуту через стенку до меня доносились обрывки его очередной репетиции: «Р-Р-РЕВОЛЮЦИЯ!!! Р-РОДИНА!!! Я ВОЛКОМ БЫ ВЫГР-РЫЗ БЮР-РОКРАТИЗМ!!!»
      Бывали, впрочем, и случаи домашней цензуры. В комнату заглядывал папа (имеется в виду писатель Борис Стругацкий) и недовольно говорил: «Да сделай же ты потише свою лесопилку!».
      Теперь вот, по прошествии более чем сорока лет, никто уже мне не мешает слушать любимый забой-рок. Чему я с удовольствием и предаюсь…»

      Ответить
  5. avatar

    К «Музыке, не знающей границ» Андрея Казачкова. Вот уж действительно: «We’re just two lost souls / Swimming in a fish bowl»…

    Можно бы было дать этому ролику и несколько другое название — «Ничто человеческое нам не чуждо». На самом деле, конечно, молодцы ребята, а музыка «Пинк Флойд», она действительно не знает границ…

    Ответить
    • avatar

      Они еще и Shine On You Crazy Diamond поют. В Иерусалиме в полнолуние!

      Ответить
      • avatar

        Восторг!
        Подумалось — а родители их, наверно в детстве скрипками мучили до изнеможения, мечтали явно о другом…

      • avatar

        НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
        Редкостное удовольствие получил от просмотра и прослушивания этого ролика. Куда большее, чем от первого, который воспринял в общем и целом как некий курьез. Хотя музыка и исполнение тоже не могли не произвести впечатления. Здесь же было нечто совсем другое и куда большее…
        Это был настоящий спектакль! Спектакль под открытым небом и ныне модного, так называемого иммерсивного типа. Я именно что погрузился в атмосферу вечернего, вечереющего Иерусалима и буквально проникся его необычным и по-настоящему мистическим духом. Не был я в Иерусалиме уже давно, но, судя по сегодняшнему впечатлению, дух этого древнего города прочно вошел в меня и теперь уже, наверное, никогда не оставит.
        Не исключено, что многое я себе просто навоображал, напридумал или «начитал», но какая здесь в конце концов разница, и стоит ли разбираться что взялось и откуда? Главное – это то особое мистическое чувство, что навевает на тебя этот многотысячелетний город. Непосредственно и даже на расстоянии… На любом расстоянии…
        Примерно те же чувства вызывает у меня и музыка Пинк Флойд. Она тоже сверхъестественна – необычна и запредельна. Музыка иных сфер… Особенно эта вещь – Shine On You Crazy Dimond, со всей ее подноготной. Сколько раз я слушал ее, такую вот не короткую и в общем-то монотонную и однообразную в отличие от многих других роковых композиций. Тех же Пинк Флойд… И, тем не менее, каждый раз дослушивал до конца, да и слышал по-разному. В ней просто бездна нюансов и, похоже, каких-то тайных нот, затрагивающих самые потаенные струны моей души. А те уже, в свою очередь, начинают ответно звучать…
        Слова тоже хороши – образны и многозначны; я играл ими как мячиками, точнее сказать – двигал ими как особыми фишками, меняя местами и комбинируя, в попытке перевести текст песни на русский язык. Что-то получилось, что-то нет…
        И потом – сами исполнители. Хасиды – это определенно пришельцы из другого мира, это люди, которые живут по совершенно другим законам. Хочется сказать – «существуют». Что особенно заметно на фоне мира, который изменился до неузнаваемости за последние лет 50 и продолжает стремительно меняться. Мы все тянемся к новизне, мы все буквально обуреваемы ею: так уж устроен наш мир и наше сознание – не дай бог в чем-то отстать и в чем-то не успеть… А здесь рядом с тобой живут люди, которые веками и тысячелетиями не меняют ничего – ни в себе самих, ни в одежде, ни в быту. Чей быт и образ жизни, а уж тем более внутренний мир остаются за семью печатями и куда лишь иногда, как в щелочку, удается заглянуть сквозь строки Кафки, Майерлинка или Исаака Башевиса Зингера. И уже в том немногом, что удается увидеть, просматриваются все признаки вековой мудрости и какой-то абсолютно непостижимой тайны. В которую не хочешь – не дай бог, потому что страшно – проникнуть, но к которой хочется вновь и вновь прикасаться и тут же испуганно отдергивать руку…
        И потом сами слушатели… Случайные прохожие, которые шли-шли и вдруг, подобно жене Лота, застыли при первых же звуках этой фантастической музыки. И так, соляными столбами, стоят или сидят на протяжении всех десяти с лишним минут, что длится композиция; и лишь губы у некоторых из них шевелятся – то ли подпевают, то ли молятся. А если кто и пошевелится, то впечатление, будто ожили вдруг перед твоими глазами библейские персонажи. Вот Саул, вот Вирсавия, вот Руфь с Воозом, а вот… чуть ли не Суламифь…
        Они все, все участники этого спектакля под открытым небом – и современны, и ветхозаветны одновременно, они все из дня сегодняшнего и вчерашнего, а также из того, что был и тысячу, и три, и пять тысяч лет назад. И такими же останутся в будущем. Они есть след, признак и знамение Вечного.
        Все они – выходцы и пришельцы их Танаха – Ветхого завета… Как бы ни рядились в современные модные одежды. Меня не обманешь! Мне, читавшему Святое писание, достаточно лишь мельком взглянуть на их лица, чтобы понять, кто они и откуда. Из каких столетий и тысячелетий, из каких палестин…
        И, конечно же, небо, которое в Иерусалиме, как ни в одном другом месте, подходит так близко к земле. Настолько близко, что крыши современных, не небоскребов даже, а просто домов почти упираются в него, в небо… А луна, проходя по своей неизменной и вечно меняющейся траектории, чуть ли не цепляется за них. Что уж говорить о древних храмах! О Храме…
        Я, слушающий и смотрящий этот ролик в Рождественскую ночь, вправе был бы ожидать появления в этом близком-далеком небе Рождественской звезды. По крайней мере надеяться на это… Но мне предлагается луна, луна, которая и сама-то по себе является объектом – хочется сказать, по Спинозе, субстанцией – спиритуального и мистического свойства, а тут еще в таком не менее таинственном и метафизическом окружении. И под такие тягучие и буквально вытягивающие все нервы и жилы звуки. Под такие щемящие и буквально выворачивающиедушу слова.
        А ролик все не кончается и не кончается… И я ловлю себя на мысли, что не хочу, чтобы он кончался. Боюсь даже, что он вот-вот или вообще когда-нибудь закончится… Ведь тогда я встану и выйду из-за компьютера совсем другим человеком…

      • avatar

        Человек, которому посвящено это произведение, умер в Кембридже в июле 2006 года. По странному совпадению я был в этом городе как раз в эти июльские дни 2006 года (и высчитал это только через 10 лет). И в этом видео тоже на первый взгляд странное смешение — казалось бы несовместимое. Но так оно и бывает в мире — химия (или алхимия) таких разных культур дала в итоге шедевр, который хочется пересматривать снова и снова.

    • avatar

      Андрей, спасибо за публикацию The Amazing Rabbis в Рокологии, которые в этот раз обратились к известной песне Simon and Garfunkel.
      Причем сделали это также точно ритмически, интонационно и по саунду, как и в случае с Pink Floyd.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *