Живопись… С чем сравню ее? – С женщиной, в самом общем и лучшем смысле этих двух понятий. Что может быть прекраснее их? Но разложи их на отдельные составляющие, и восторга не будет меньше.
Каждая женщина, как и картина, индивидуальна. И счастлив тот, кто в каждой женщине или картине способен разглядеть если не шедевр, то по крайней мере свои несравненные черты и особенности, свои несомненные достоинства. Но мало таких ценителей… Все мы, как правило, имеем свои вкусы и свои предпочтения. Которые, впрочем, могут меняться с течением жизни и времени.
Эстетическое чувство просыпается в нас постепенно. Еще недавно мы равнодушно проходили мимо шедевров природы и рук человеческих, но вот — как будто бы пелена спала с наших глаз. Мы узрели чудо, и жизнь, еще минуту назад такая разнообразная и широкая, сжалась и сфокусировалась на единственном предмете нашего вожделения. Так в макрокосмосе целые звездные системы и галактики сходятся в одну-единственную точку, вслед за чем следует колоссальной силы взрыв. В жизни порой случается такое, но, как правило, последствия первой влюбленности или эстетического выбора не столь катастрофичны. Но при этом практически всегда эмоциональное и эстетическое потрясение выводит человека на новый уровень понимания жизни, осознания ее.
Как правило, первые влюбленности остаются тайными и неразделенными и протекают в форме чисто платонических отношений. Это также сближает между собой то чувство восторга, что охватывает тебя при виде любимой девушки и полюбившейся картины.
Отныне на всех женщин и на все произведения искусства ты будешь смотреть сквозь призму той первой женщины и той первой картины, что запали тебе в душу и безмерно тронули ее. И оценка будет идти именно по этому критерию: походит не походит, похоже не похоже… Но, естественно, до известного предела. Постепенно мир вновь обретет способность расти и разнообразиться, а вместе с ним будет шириться и разнообразится наш взгляд на вещи. Память приглушит любимые черты и первые непроизвольные ассоциации.
Появятся и другие критерии оценки. Не поменяется лишь ощущение чуда от каждой новой встречи с прекрасным. Физиологическая составляющая лишь усилит чувство испытываемого восторга. Хотя иной раз будет способна нанести ему и определенный урон. Но мир прекрасного разнообразен, и каждый случай разочарования гаснет в душе и памяти под влиянием череды все новых и новых образов – милых, таинственных, едва ли не мистических. Каждая встреча – это новый мир, новые впечатления и новые эмоции. Новое направление поиска жизненных и духовных путей…
Чувство прекрасного давно претерпело в тебе определенную метаморфозу. Оценка по чисто внешним признакам давно позади. Более того, красота чисто внешняя, формальная, начинает даже раздражать. Особенно в картине. В женщине же «писаная» красота возводит красавицу на пьедестал, по сути, превращая ее в подобие произведения искусства — скульптуры или той же картины. Перед которой хочется да – благоговеть, которой хочется да – молиться, но прикоснуться к которой… Страшно даже подумать! Физическое прикосновение к такой женщине, как к шедевральной картине или скульптуре, – немыслимо, более того – святотатственно, кощунственно. Сама мысль о том, что кто-то… Нет, это невозможно! Рука, как у религиозного фанатика тянется к кинжалу…
К тому же формальная, чисто внешняя красота очень часто холодна. Как мрамор или бронза. Не каждый обладает искусством Пигмалиона.
Нет, музейные экземпляры не для нас. Нам хочется жить с тем, что каждый день, каждый час и каждую минуту будет наполнять нас чувством тихой радости, обаяния, теплоты… И рано или поздно мы встречаем такой источник. Мы вешаем его на стену… Нет, в красный угол и припадаем к нему, как к роднику живительной влаги, каждый раз, когда нам по-настоящему тяжело. И это помогает, действительно помогает.
Эта картина, конечно же, не оказывается единственной на нашей стене. У иного стена эта может напоминать скорее иконостас, но святости это не прибавляет.
Хотя окружение, конечно же, должно быть. Достойное окружение. Воистину оно способно лишь лучше подчеркнуть и лучше высветить особые достоинства центрального шедевра.