Предисловия
от редактора
«Еще со времен небезызвестной дискуссии о рок-музыке (см. «Мнение имею») Александр Бабков повел атаку на остальных участников блога под флагами «брит-» и «индипопа». Очевидно, не удовлетворившись результатами этой своей, в основном, словесной «атаки», Александр теперь решил перейти к более решительным действиям.»

От автора
«Читайте, вникайте, приникайтесь, если в вас еще есть тяга к новому и оригинальному. Предлагаю вашему вниманию первую, открывающую сборник песню группы «Placebo» — «Running Up That Hill».
[audio:2011/0420.mp3] Из Википедии
Бритпоп — жанр альтернативного рока, возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Характеризуется стиль бескомпромиссной «британистостью» мелодий и звучания, используя британские традиции как фольклорной так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.

В 60-е годы основателями бритпопа считаются The Kinks. После того, как из-за резкой социальной окраски их текстов группе был закрыт въезд в Америку, они меньше, чем другие группы британского вторжения, соприкасались с психоделией, и в 1966 году выпустили первый бритпоп-альбом «Face To Face». Эталонами жанра стали и следующие две работы музыкантов — «Something Else By The Kinks» и «The Kinks Are The Village Green Preservation Society». Мелодика бритпопа «The Kinks» была смесью английского бита от ранних The Beatles и музыкальных традиций мюзик-холла.

Современные истоки бритпопа лежат в пост-панке и инди-роке (в частности такие коллективы, как Stone Roses, Smiths, Charlatans). Принято считать, что термин «бритпоп» впервые употребил журналист и участник панк-группы Goldblade Джон Робб в 1987 году. Так он охарактеризовал музыку группы The Stone Roses. В 1997-м слово заслужило место в Оксфордском словаре английского языка.

Расцвет стиля пришелся на 1994 год, когда Oasis и Blur выпустили свои культовые пластинки Definitely Maybe и Parklife. Именно этот год является переломным в истории рок-музыки. После смерти лидера Nirvana Курта Кобейна основная масса поклонников рока раскололись на тех, кто остался верен американской концепции, и на тех, кто стал приветствовать британскую волну. Господство в мире рока опять перешло к Великобритании. Америка оставила за собой право развивать панк-рок и разные его ответвления: гранж, пост-гранж, нью-метал, калифорнийский панк и т. д. Уже в третьем тысячелетии бритпоп признали и там. Появились, например, The Killers и The Strokes — коллективы, на которые несомненно повлияла британская «гитарная» волна. Постепенно слово «бритпоп» стало использоваться все реже. В начале 2000-х в обиход более широко вошло понятие инди.

»Брит» есть брит
«BRIT» ЕСТЬ BRIT
(Заметки о музыке “Britpop”)

На днях я закончил работу над музыкальным сборником в стиле «Бритпоп». В этой связи хотелось бы, — а как же иначе? — поделиться рядом случившихся по ходу работы мыслей и соображений.
Во-первых, цели, которыми я задавался.
Ну, прежде всего – это очередная попытка, с моей стороны, расшатать ряд устоявшихся, в том числе и в наших рядах, стереотипов. Таких, например, как:
— «Все субъективно!»
— «В жизни нет времени, чтобы слушать посредственную музыку».
— «После 70-х рок-музыки уже не было!»
И, наконец:
— «Рок-музыка – это род промышленного дизайна!»
Во-вторых, желание поделиться той радостью, которую лично мне приносит эта музыка. Не вся, допустим. А что, с рок-музыкой было иначе? В основном, конечно, лучшие образцы. Но лучшее, не существует же оно в гордом одиночестве, в каком-то безвоздушном пространстве! Бриллианты должны оттеняться посредственностями, только тогда они поворачиваются к нам всеми своими сторонами, играют всеми своими гранями.
В-третьих, сказать своим друзьям: «Смотрите, жизнь продолжается! Не отворачивайтесь от нее. Наслаждайтесь до поры до времени, пока это возможно!»
Ну и, в-четвертых, лишний раз самого себя убедить во всем этом!

«Ну, как тебе? А вот еще Мингус! Ты только послушай!» — радушно потчевал меня джазовым десертом приятель, любезно согласившийся помочь мне с записью музыкального сборника песен в стиле «бритпоп» и «индипоп». «Ты только послушай… Это же высшая математика! Одна тема. Другая… Третья… Вот они сталкиваются… переплетаются… А вот появляется еще одна, и все усложняется в разы!»
«А ты уверен, что родоначальники и короли джаза – негритянские музыканты – владели «высшей математикой»? – неуверенно вставил я, — Математика от ума, а музыка – от сердца… Более того – от души…»
Я и сейчас так думаю. Ум живет логикой, а душа – интуицией. Душа скована хитроумными веригами ума, но иногда изворачивается, вырывается и уносится в такие глубинные высоты (или заоблачные глубины?), куда никакому уму и никакой логике вовек не проникнуть.
Сложные музыкальные конструкции, равно как словесные и визуальные, способны ли они проникнуть в душу? Не теряются ли они в своих собственных тенетах? Не зацикливаются ли сами на себе? Не оказываются ли самоцелью?
Сложность ли является главным достоинством музыки?
Музыку бритпоп вряд ли можно отнести к категории сложной. Хотя и простой ее тоже не назовешь. При этом, чем дальше, тем больше тяготеет она к музыке симфонической, активно заимствует у нее основные принципы и даже целые пассажи не стесняется вставлять в свои композиции.
Что это, как не желание подняться еще выше? Это, однако, не означает, что сейчас она летает низко.
Она, несомненно, трогает душу, как любая другая истинно британская рок-музыка, богато напитанная кельтскими корнями. Эта музыка навевает сплин, который не в пример нашей русской хандре (что бы по этому поводу ни говорили великие) приводит в состояние меланхолической задумчивости и философской покорности – фатализму.
Эта музыка высвобождает душу из пут разума и позволяет ей свободно парить в творческом полете… Творчество это вообще не столько прорыв, сколько внезапная находка в результате сомнамбулического хождения – roving*/ – по бесконечным коридорам памяти, воображения, чувств. Еще минуту назад ты был в потемках, но вот уже откуда-то забрезжил, а затем и вырвался свет. И ты пошел на него. То и дело высвечиваются все новые детали, выступают все новые контуры… Тени же отступают. И вот уже вся «картинка» оказывается как на ладони.
Но… уже в следующее мгновенье свет гаснет, и только память и воображение в состоянии продлить очарование момента. Музыка «брит» несомненно затрагивает определенные струны души, которые выдают ответные мелодии и напевы. А что еще мы вправе требовать от музыки?
Является ли недостатком бритпопа то, что эта музыка по сложности и замысловатости не дотягивает до джаза или «классики»? Полагаю, что нет. В конце концов это в состоянии определить и почувствовать лишь профессионал. Для нас же, простых любителей, чем короче путь к свету, к ответным мелодиям души, тем лучше. И эта ответная мелодия отнюдь не примитивна. Она несет в себе задатки творчества, она пробуждает творческие начала, она побуждает к творчеству. А раз так, значит это по-настоящему искренняя и высокая музыка!
___________
*/ Вспомним Байрона: «Yet we’ll go no more a roving // By the light of the moon» — разве уже это не музыка?

По-настоящему глубокие и искренние произведения рождаются только в состоянии меланхолии – тихой «философской» грусти, которая одна лежит на самом дне человеческой души. Все остальное находится уже выше, радость – так и вовсе на поверхности: ее наносит и уносит с каждым первым встречным ветерком.

Музыка «брит» — глубоко экзистенциальна именно в силу этого своего меланхолического характера, который зачастую может не находиться на поверхности, но который лежит в основе почти каждого произведения. В отличие, скажем, от джаза, предшествовавшего року, или даже от самого рока в первые годы его существования. Там, особенно в джазе, все замешано на эмоциях, на состоянии приподнятости, едва ли не ничем не прикрытой радости. И только блюзовая составляющая возвращает нас в суровые будни.
Это и не удивительно. 20-й век выдался не простым. Много в нем было горя, страданий. Литература, поэзия, живопись в полной мере отразили всю глубину драматизма этого века. И только музыка оставалась глотком свежего воздуха, только музыка сохраняла надежду.
Конец 20-го века, напротив, – пик благополучия. Он представляется заслуженной наградой за все муки, пережитые человечеством. Ни тебе серьезных войн, ни особых катаклизмов глобального масштаба. Где-то на периферии цивилизации, там — да, по-прежнему проливается кровь, текут слезы… Но кто думает об этом в самой цитадели? Здесь люди учатся предавать забвению то, что было, в том числе и с ними самим в недавнем прошлом. Учатся с равнодушием относиться к чужому горю и страданию. Учатся благополучию и достатку.
Как выясняется, это не так-то просто. Рано или поздно появляется чувство неудовлетворенности. Выясняется, что человек не может, вот так, просто жить, просто существовать! В чем же дело? – А дело в том, что это не соответствует назначению человека, предначертанной ему миссии. Благополучие – это всего лишь еще одна ложная цель.
На фоне достатка и довольства в глубине души человека зарождается и поднимается все выше, к горлу, комок необъяснимой тоски. Перехватывая все больше и больше дыхание. И вот кусок уже не лезет в горло. Вместо осанны, вместо едва ли не «гимнов» (а зачем, собственно, кавычки?) — едва ли не гимнов, то и дело вырывавшихся у тех или иных в т.ч. и рок-групп, появляется сначала глухой сип, хрип, а затем и вовсе вой и рык, сменяемые еще позже тихой грустью и меланхолией. Ярость сменяется размышлением о том, кто мы, зачем и куда. Это и есть музыка «брит» и «инди».
Нотка эта не переставала звучать ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 80-е, но в 90-е она стала набирать новую силу, пока не зазвучала вполне отчетливо и весомо.
Музыка брит передает всю гамму чувств: от глухой тоски до мгновенной ярости и от разочарования до новой тихой радости и надежды. Если разобраться, то эта тоска непознанности и непознаваемости: ни себя в этом мире, ни самого этого мира – и было лучшим из того, что было в рок-музыке. Но в бритпопе это нашло свое наиболее яркое и концентрированное выражение.
Более того, через кристалл чистой воды бритпопа не мешает лишний раз взглянуть на предшествовавшую ему эпоху рок-н-ролла. Чтобы увидеть в нем истинное и наносное, настоящее и искусственное, исконное и заимствованное.
Без настоящего нельзя до конца понять прошлого, равно как без прошлого – настоящего. Без того и другого мы не сможем заглянуть в будущее.

Мы – связь времен. Это надо четко понимать. Наши отцы уже не живут настоящим, у детей пока нет прошлого. Мы – над одними и над другими. Это состояние продлится не долго. Нужно успеть осознать и выразить это состояние своего повышенного понимания сути и хода вещей.
Нынешний сборник, что бы ни говорили мои оппоненты, это еще один маленький шажок на этом пути!

К вопросу о текстах «бритпоп»

Тексты Бритпоп достойны отдельного разговора.

Они герметичны, глубоко личностны и интроспективны. А еще они непоследовательны, противоречивы, путаны и нелогичны…

Это даже не поток, а некий сток сознания с элементами серьезного застоя, откуда

время от времени вырываются протуберанцы эмоций и мыслей, свидетельствующих о том, что внутри этого мутного болотца

идут какие-то процессы. И что, возможно, еще не все потеряно

и рано или поздно что-то здесь зафонтанирует.

Переводить тексты полностью не имеет особого смысла:

вряд ли они что-то кому-то смогут дать, но вот отдельные всполохи мысли и сознания – они достойны внимания…

Let it break the magic beauty of your fragile mind… И вдребезги пусть разобьет волшебный круг твоих нестойких мыслей…
It’s not a sign of weakness
When you’re searching for the places where the memories flow.
Не признак слабости попытка отыскать убежище своих воспоминаний.
Everybody’s gotta feel the weight of death sometime. И каждому однажды предстоит гнет смерти ощутить.
I spun a web, it’s tangled up with me… Я паутину сплел и сам в ней очутился…
When you lose something you can’t replace
When you love someone, but it goes to waste
Could it be worse?
Утратить то, что не восполнить
А, полюбив, любви узреть
смиренье,
Что может быть страшней?
When you’re too in love to let it go
If you never try you’ll never know
Just what you’re worth.
Избыточность в любви — любви не утолит,
Не испытав, вовек не осознаешь,
На что ты годен.
It doesn’t hurt me.
Do you want to feel how it feels?
Мне боль не в боль,
А ты сама не хочешь, такое испытать?
Unaware I’m tearing you asunder.
Ooh, there is thunder in our hearts.
Невольно с плотью отрываю от себя – тебя,
В душе у нас грохочут громы…
«C’mon, baby, c’mon darling,
Let me steal this moment from you now.
C’mon, angel, c’mon, c’mon, darling,
Let’s exchange the experience, oh…»
Позволь мне, милая, украсть еще мгновенье…
Скрестим, мой ангел, опыта клинки…
Lay me down, the lie will unfurl
Lay me down to crawl.
Оставь меня, и лжи веретено раскрутится.
Оставь, ползти заставь…
Amazing grace in here… Чарующая здесь внутри бытует красота…
And don’t forget to breathe… И не забудь вздохнуть…
Guess I thought you had the flavour… Я верил в твой изысканный букет…
Remember me, special dreams. И вспоминай меня, в своих особых снах…
Many the lives we lived in each day
And buried altogether.
Как много каждый день мы жизней проживали
И все их схоронили в один час…
She goes her own way… Она проходит свой, особый путь…
She says she has no time… / For you now… Ссылается, что времени в обрез… / Не до тебя…
If fashion is your trade then when you’re naked I guess you must be unemployed… Раз с моды ты живешь, то нагота способна разрушить бизнес твой…
I’ve got nothing to rely on… И положиться не на что…
But we know that whoever holds the reins
Nothing will change

Our cause has gone insane…
Но кто бы вожжи ни держал,
Ты перемен не жди,
Ведь цель извращена…
Semi-naked in somebody else’s room. I’d give my whole life to see it…

Полуобнажена в чужой квартире. Полжизни за такую красоту…
And there was no danger / And no more strangers / As you are… Ни страхов, ни забот, ни чужаков, таких как ты…
So hard to say goodbye… Так нелегко сказать «Прощай»…
Our ancient heroes, they are turning to dust! Все наши древние-предревние герои, все канут в пыль!
Hello sunshine / Come into my life Светило, здравствуй / В жизнь мою войди
It’s been a while / Since we had reason left to smile… По сути, как давно исчезли все поводы для смеха, для любви…
And these wars they can’t be won Все эти войны, в них не победить…
Must we do as we’re told? И следовать ли нам чужим указам?
Is there so much hate for the ones we love? Какое море злобы против тех, кто был любим!
You think your days are uneventful Ты думаешь, что дни твои пусты
The sun in your eyes… И солнца луч в твоих глазах…
They spun a web for me Мне сеть уж сплетена
When you are too in love to let it go Любить так сильно, чтоб сдержать порыв
Light will bring you home Свет к дому приведет
And up we’ll go
In white light …
И вознесемся вверх
Навстречу свету…