Старая, старая сказка

от

Почти пасхальная история

Вчерашний эпизод заставил меня живо вспомнить события десятилетней давности (надо же, десятилетней уже!), когда на заре создания нашего блога мы спорили… Нет, не спорили еще, а просто делились мнениями по поводу смысла и содержания примитивнейшей на первый и неискушенный взгляд, с детства знакомой всем сказки про Курочку Рябу.
Казалось бы… Три здоровых мужика… По поводу Курочки Рябы… Но результат того эксперимента оказался любопытным… Более того, дал начало интересному начинаю на, как минимум, десять лет вперед. В этом смысле наш блог тоже можно назвать «яичком» (может и не совсем золотым, но явно непростым), снесенным мифической Курочкой Рябой.
И вот десять лет спустя на вчерашнем занятии «Курса эффективного школьника», на который я вожу своего внука, преподаватель Анатолий предложил детям, точнее подросткам уже (им по 13-14 лет) разобрать эту сказочку. Прочитал с просьбой повнимательнее отнестись к каждому сказанному в ней слову и затем попросил объяснить ее основную суть.
К моему удивлению, дети начинают нести всякую чушь: кто-то всерьез, кто-то явно просто валяя дурака. Ребята – наверное, чтобы произвести впечатление на девочек. Никто даже близко не назвал правильной версии! Вот тебе и сказочка для малолетних! Обращают внимание на частности и при этом не видят сути: за деревьями не усматривают леса!
Это вынуждает Анатолия прибегнуть к сократовскому методу: он просит ребят начать задавать вопросы по поводу каждого непонятного им слова или понятия. Начиная с самого начала. Почему «жили-были»? – Вопрос, интересовавший самого классика русской литературы Леонида Андреева!
Почему «Ряба»? – Ребята с трудом отвечают на этот вопрос. У одного из них возникает – надеюсь – шутливая аналогия с «рибай стейком». Дело к ужину…
Что понимается под словом «золотое»? Драгметалл или что-то иное? Зачем дед бил, да еще немалые при этом усилия прилагал – «бил-бил»? Почему баба, несмотря, казалось бы, на все неудачи представителя более сильного пола, тоже не отказала себе в удовольствии? «Эта баба – фЭминист!» – недолго думая, выкрикивает София – девочка, явно воспитывавшаяся до этого в Англии или Америке, поскольку первым и родным ее языком является английский, а в русском она с трудом подбирает слова. Но при этом активничает больше всех: рука вверх у нее летит куда быстрее, чем слово, а может, и мысль. Ей же, Софии, принадлежит и следующий недоуменный вопрос с примесью какого-то возмущения даже и протеста: «А как могли позволить себе эти (негодные) дед и баба бить яйцо, а фактически убивать ребенка буквально на глазах его матери – Курицы?» Ни одному из «наших» детей такое, думаю, даже в голову не могло прийти. Да и мне, прирожденному «западнику» и либералу – думаю, тоже…
Тем временем Анатолий гонит детей вперед: «А мышка? Маленькая, серенькая, неприметная… И почему хвостом?» – Он и сам уже распалялся. – «Хвост-то он сзади! Сзади хвост! Это – последствия! Упало, упало яичко! Разбилось!» Дети сидели, апатично поглядывая на Анатолия, а кое-кто умудрился под столом вновь включить свой айфон.
«Плачут! А почему плачут? Ведь сами этого добивались?» – «От обиды: что сами не смогли разбить…» – проворчал жирный Коля, запихивая в рот очередной кусок булки. – «Неплохая версия, а кто еще что думает?»
К этому моменту никто уже кроме меня и Анатолия ни о чем не думал, разве что о том, чтобы побыстрее закончился «урок» и можно было включить, уже не тайком, свой айфон.
Миша дал подзатыльник Саше: «Смотри-ка, не раскололась!» Либеральная София тут же вступилась за сашины права.
Анатолий тем временем разглагольствовал о мироздании и одновременно пытался утихомирить свою не на шутку разошедшуюся аудиторию. «Яйцо – это испокон веку символ жизни» – возвестил он.
– «А курица, – вскочила и изо всех сил замахала руками София, – это… это… God! И вот, вместо того чтобы быть… быть… как это? Grateful…
– Благодарным, – перевел я.
– Спасибо, они, они… Fools!
– Дураки, – перевел я.
– Да, да, дураки! Спасибо!

… Дети давно уже разошлись по домам, а мы с Анатолием, стоя в коридоре, все обсуждали многочисленные смыслы этой простой русской сказочки. «Как минимум четыре смысла, – говорил Анатолий. – Как у Омар Хайяма: смысл, как принято думать, скрытый за сорока вуалями».
– А вот такого еще не было? Что мол Курица это действительно Бог-Отец, посылающий в мир Сына Своего единородного – Христа, и вот там… Не адаптированный ли это вариант Нового Завета?
– А что, очень даже возможно! Но кто же тогда мышка? – Иуда! (Нет, надо будет все же перечитать «Иуду Искариота» Андреева, о котором буквально вчера говорили с Валерием). Или римский стражник, который нанес Христу последнюю смертельную рану.
– После всех тех страстей христовых, что учинили Ему дед с бабкой!
Мы посмеялись и разошлись.
Уже по дороге домой у меня возникла еще одна версия. Свобода! Свобода, которую подарили русскому народу 90-е годы! Но мы все ее в хвост и в гриву! А она, несчастная, все сопротивлялась… Пока, наконец, не пришла маленькая, серенькая, неприметненькая мышка… И вдребезги, вдребезги!..

Старая, старая сказка

от | Апр 8, 2018 | Поздравления

3 комментария

  1. avatar

    Последняя трактовка представляет интерес. Вот в украинском варианте сказки серенькой хвостатой мышки и вовсе нет.

    Ответить
  2. avatar

    9 мая 2018 года. А вот вам еще одна вариация на тему… Западная цивилизация — не золотое ли это яичко из сказки про Курочку Рябу? Не золотое даже, а бриллиантовое, и не бриллиантовое, а просто Фаберже и даже лучше! Не смогли его уничтожить… Не по зубам оказалось оно ни гитлеровской Германии, ни милитаристской Японии. Выстояло, устояло, заиграло лишь новыми и еще более яркими красками. Не перестает удивлять мир все новыми чудесами — компьютерная революция, телефонная. интернет, полеты к Марсу и Юпитеру, прямые репортажи оттуда… Не перечесть всех тех чудес, научных и технических, что обрушились на головы только нашего поколения. Вспомните мир, в котором мы родились и сравните его с тем, что окружает нас ныне. Несравнимо, несопоставимо, неописуемо, фантастично… И при этом вполне научно обоснованно и технически подтверждено.
    И вот появляется на этом фоне… малюсенький серенький, серее и плюгавее не бывает, мышонок, который оказывается в состоянии одним лишь движением своего хвостика-пальчика послать весь этот Brave New World к чертям собачьим…
    Какое воистину апокалиптитческое несоответствие между безмерными техническими возможностями нашего века и глубочайшим моральным и нравственным кризисом, поразившим человечество!

    Ответить
    • avatar

      Brave New World… Но ведь это же еще и песня моего любимого Ричарда Эшкрофта с диска 1999 года — Alone With Everyone!
      Так не поставить ли мне ее здесь, коль скоро на языке оказалась? Тем более что в чем-то перекликается с тем, что сказано выше. Кинокамера, запечатлевшая улыбки стольких детей, и вдруг, как в моем рассказе — «вдребезги, вдребезги»!

      Но музыка жива, и девушка жива, и живы все эмоции и все восторги, что мы испытали и испытываем в жизни… И все наши воспоминания… Мечты, фантазии… Все, все живо! Только уже не в этом, довольно несовершенном, а в том другом — чудном и новом мире. И там живет… Будет жить вечно…

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *