Из серии мыслей, как у Абрама Терца, «врасплох»

Образ любимого человека… Принято думать, что в человеке, которого любишь, все прекрасно. Но так ли это? С чего начинается любовь?
Во-первых, когда она начинается? – Правильно, иногда сразу, с первого взгляда, но чаще – через некоторое время спустя знакомства. Иной раз недели и месяцы могут пройти.
Что это значит? Значит ли это, что ты должен как бы напитаться образом этого человека и что в какой-то момент срабатывает правило критической массы? – Не думаю. Думаю, что любовь это скорее усматривание в человеке некоторого знака, родственного тому, что есть в тебе самом, а, может быть, и того, что в самом тебе не хватает и способного дополнить тебя. И вместе вы становитесь единым целым – цельной и полноценной субстанцией.
Но это уже позже. Прежде предстоит узреть или почувствовать в другом человеке признак того, что это чудо может произойти. Признак, который может быть чертой лица или характера, линией тела или манерой, жестом, словом, образно выражаясь.
Мне уже приходилось сравнивать женщину с живописью, с картиной, с произведением искусства. Сегодня мне хотелось бы продолжить это сравнение, точнее углубить, а, может, напротив, упростить его. До… До того единственного признака, о котором в начале. В живописи это, скорее всего, будет линия.
В последнее время мне все меньше и меньше нравятся сложные в композиционном плане и многоцветные картины. Очевидно, это связано с некоторой усталостью от жизни и понимания (не без некоторого раздражения, возможно), что весь мир не познать и не осознать. А вместе этим – с желанием все несколько синтезировать и упростить.
Это в молодости мы – расширяющаяся Вселенная. А с возрастом Вселенная все больше и больше начинает схлопываться – сужаться и сжиматься в своем стремлении уложиться в нашей мизерной голове и в нашем мизерном сердце. Мы начинаем пакетировать и упаковывать Ее, как вещи в дорогу, отбирая самое ценное, важное, необходимое.
И в конце этого процесса, возможно, окажется, что такого вот самого ценного и по-настоящему необходимого нам – не так уж и много. Какой-то небольшой чемоданчик. То же и с воображаемым миром вещей и понятий. То же и с близким тебе человеком. Будучи однажды пораженным чем-то до поры до времени неясным в облике и характере его и усмотрев в этом то, чего самому тебе не хватает для обретения целостности и полноты, ты начинаешь наполнять образ этого человека тем, что тебе близко и важно. Начав с одной-единственной линии или черты, подобно художнику, ты начинаешь создавать картину. И если эта линия правильная и задалась, то, поверьте, задастся и весь образ, и вся картина. Главное теперь не переборщить и не затушевать в чрезмерной своей старательности то главное, с чего ты начал.
Посмотрите на эскизы художников, на наброски будущих картин, на отдельные пока еще линии, штрихи и штриховки, на отдельные комбинации всего этого. Сразу видишь, что имеет право на жизнь, а что – нет и не пойдет дальше, отомрет, умрет.
Это эмбрионы будущих картин. Но то же и в скульптуре, и в архитектуре, и даже в литературе. Смею утверждать, что любое литературное произведение – от небольшой заметки до полноценного романа – начинается с одной-единственной фразы, если не со слова, выражения или мысли. Как жизнь человека – с одной целеустремленной клетки, стремящейся к своей второй половине. И счастливым образом обретающей ее.
Конечно же, в жизни все меняется. Как и в человеке. Но если ты не упустил из виду главное – то, с чего все началось, то ты не разочаруешься и через всю жизнь пронесешь изначальный образ любимого человека. А точнее – его самую живую и уникальную черту.
Более того, ее, эту черту, эту линию, этот изгиб, эту характерную особенность ты распространишь на многое из того, что тебя окружает в твоей повседневной жизни – на других близких тебе людей, на твою среду обитания и на твой образ жизни. Поистине она обретет для тебя вселенский масштаб; с помощью нее и через нее ты познаешь весь мир.
И ее же, но уже вновь в миниатюре, ты унесешь… В сердце, нет – теперь уже в душе своей…
Не за этим ли вообще: не за чертой ли, не за линией, штрихом… – приходим мы в этот мир?

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *