Линия…

от

Из серии мыслей, как у Абрама Терца, «врасплох»

Образ любимого человека… Принято думать, что в человеке, которого любишь, все прекрасно. Но так ли это? С чего начинается любовь?
Во-первых, когда она начинается? – Правильно, иногда сразу, с первого взгляда, но чаще – через некоторое время спустя знакомства. Иной раз недели и месяцы могут пройти.
Что это значит? Значит ли это, что ты должен как бы напитаться образом этого человека и что в какой-то момент срабатывает правило критической массы? – Не думаю. Думаю, что любовь это скорее усматривание в человеке некоторого знака, родственного тому, что есть в тебе самом, а, может быть, и того, что в самом тебе не хватает и способного дополнить тебя. И вместе вы становитесь единым целым – цельной и полноценной субстанцией.
Но это уже позже. Прежде предстоит узреть или почувствовать в другом человеке признак того, что это чудо может произойти. Признак, который может быть чертой лица или характера, линией тела или манерой, жестом, словом, образно выражаясь.
Мне уже приходилось сравнивать женщину с живописью, с картиной, с произведением искусства. Сегодня мне хотелось бы продолжить это сравнение, точнее углубить, а, может, напротив, упростить его. До… До того единственного признака, о котором в начале. В живописи это, скорее всего, будет линия.
В последнее время мне все меньше и меньше нравятся сложные в композиционном плане и многоцветные картины. Очевидно, это связано с некоторой усталостью от жизни и понимания (не без некоторого раздражения, возможно), что весь мир не познать и не осознать. А вместе этим – с желанием все несколько синтезировать и упростить.
Это в молодости мы – расширяющаяся Вселенная. А с возрастом Вселенная все больше и больше начинает схлопываться – сужаться и сжиматься в своем стремлении уложиться в нашей мизерной голове и в нашем мизерном сердце. Мы начинаем пакетировать и упаковывать Ее, как вещи в дорогу, отбирая самое ценное, важное, необходимое.
И в конце этого процесса, возможно, окажется, что такого вот самого ценного и по-настоящему необходимого нам – не так уж и много. Какой-то небольшой чемоданчик. То же и с воображаемым миром вещей и понятий. То же и с близким тебе человеком. Будучи однажды пораженным чем-то до поры до времени неясным в облике и характере его и усмотрев в этом то, чего самому тебе не хватает для обретения целостности и полноты, ты начинаешь наполнять образ этого человека тем, что тебе близко и важно. Начав с одной-единственной линии или черты, подобно художнику, ты начинаешь создавать картину. И если эта линия правильная и задалась, то, поверьте, задастся и весь образ, и вся картина. Главное теперь не переборщить и не затушевать в чрезмерной своей старательности то главное, с чего ты начал.
Посмотрите на эскизы художников, на наброски будущих картин, на отдельные пока еще линии, штрихи и штриховки, на отдельные комбинации всего этого. Сразу видишь, что имеет право на жизнь, а что – нет и не пойдет дальше, отомрет, умрет.
Это эмбрионы будущих картин. Но то же и в скульптуре, и в архитектуре, и даже в литературе. Смею утверждать, что любое литературное произведение – от небольшой заметки до полноценного романа – начинается с одной-единственной фразы, если не со слова, выражения или мысли. Как жизнь человека – с одной целеустремленной клетки, стремящейся к своей второй половине. И счастливым образом обретающей ее.
Конечно же, в жизни все меняется. Как и в человеке. Но если ты не упустил из виду главное – то, с чего все началось, то ты не разочаруешься и через всю жизнь пронесешь изначальный образ любимого человека. А точнее – его самую живую и уникальную черту.
Более того, ее, эту черту, эту линию, этот изгиб, эту характерную особенность ты распространишь на многое из того, что тебя окружает в твоей повседневной жизни – на других близких тебе людей, на твою среду обитания и на твой образ жизни. Поистине она обретет для тебя вселенский масштаб; с помощью нее и через нее ты познаешь весь мир.
И ее же, но уже вновь в миниатюре, ты унесешь… В сердце, нет – теперь уже в душе своей…
Не за этим ли вообще: не за чертой ли, не за линией, штрихом… – приходим мы в этот мир?

Линия…

от | Мар 5, 2018 | Поздравления

3 комментария

  1. avatar

    Дорогой Саша. Это кусочек из моей книги. Немножко по другому, но на эту же тему.
    С уважением, Наум.
    Конечно, были и серьёзные отношения, но я бы не хотел это
    описывать, так как боюсь быть необъективным и кого-то обидеть, но хотел
    бы порассуждать о любви. Что это такое? Как объяснить это явление? Откуда
    оно пришло? Конечно, это только попытка одного человека понять и не
    более того. Это явление затрагивает практически всех людей.
    Зигмунд Фрейд задавал вопрос: «Почему определённое сочетание
    жировых клеток одной женщины мне нравится больше, чем другое?» — опять
    запрограммированная субстанция?
    Известный советский генетик Эфроимсон примерно так отвечал на этот
    вопрос. Много веков назад между мужчиной и женщиной никакой любви не
    было. Племена жили беспорядочными половыми отношениями, а дети были
    общими. Но венерические болезни стали быстро распространяться и убивать
    всех подряд. У детей были тоже серьёзные проблемы: никто персонально за
    ними не смотрел и, как следствие этого — огромная смертность. Проблема
    была в том, что, если не придумать связку между мужчиной и женщиной, а
    также персональную ответственность за детей, то люди довольно быстро
    исчезнут. Тогда-то Создатель и ввел в программное обеспечение связку
    между мужчиной и женщиной, которую мы называем любовью и
    соответственно, заботу родителей о детях. Я с этим согласен, но в те же
    времена у большинства животных существовала ответственность за
    детёнышей — почему это не было использовано для людей? Возможно, была
    попытка создать новую программу? Ведь на развитие потомства у людей
    уходит гораздо больше времени.
    Очень интересны рассуждения писателя Михаила Зощенко о
    механизме любви. Он рассматривает любовь как вирусную болезнь. Вирус
    поражает женщину и мужчину. Человек вдруг перестаёт адекватно
    воспринимать реальную действительность. Женщина (мужчина) начинает
    постоянно думать о другом, не может нормально работать. Недостатки
    партнёра исчезают — он становится идеальным. Все признаки болезни
    очевидны. Но сколько времени вирус может быть в человеке? В том-то и
    дело, что по-разному. Бывает, всю жизнь, а бывает, что и нет. Да и партнёров
    двое, и продолжительность действия вируса может быть разная. Через год
    встречаешь любимого в прошлом человека и не понимаешь, что ты в нём
    нашёл, почему так страдал и т.д.
    Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» говорит, что если можно
    полюбить только одного, то как его встретить? Это всё равно, что искать
    иголку в стоге сена. Одного мужчину могут окружать максимум 100-150
    женщин и наоборот, из миллиардов на земном шаре. А он реально может
    выбирать только из 100-150, ну, ещё добавим две тысячи случайных
    знакомых — и все. Вероятность равна почти нулю. Что это за программа, как
    она работает? Почему часто даёт сбой? А геи и лесбиянки — это что? Одни
    вопросы без ответов.

    Ответить
    • avatar

      Геи и лесбиянки — это область секса, не любви. Я имею ввиду, что как гетеросексуальный мужчина может иметь сотню женщин, но так и не найти свою Возлюбленную, так и геи, и лесбиянки могут искать свою Любовь всю жизнь.. Любовь не имеет границ, Любовь — это Космос.

      Ответить
      • avatar

        Нет-нет да хочется возвращаться к отдельным своим работам. Мысль и чувство совершили ещё один круг и приобрели какой-то новый опыт, пришли к каким-то новым выводам или в чем-то видоизменили старые. Или даже просто дополнили эти последние.
        Хорошо, когда есть к чему вернуться. Что-то чуточку подправить или дополнить. И получить более полную картину.
        … Опять картину! Опять сравнение с живописью! Ничего, наверно, тут не поделаешь. Искусство живописи давно вошло и прочно обосновалось во мне. Стало приёмом и средством познания. Себя, других, мира…
        Пару дней назад на ФБ интересным образом отреагировал на виды Флоренции. В памяти всплыл, казалось бы, давно забытый образ одной девушки-флорентийки, которая в свое время, в бытность мою ещё студентом, в Москве, произвела на меня неизгладимое, как выясняется, впечатление.
        Не удержался от комментария. За что получил «фи» от Юли и вот такой комментарий от одной знакомой: «Может быть, ты до сих пор её ищешь?»
        Рискуя получить очередную порцию неудовольствия от Юли, все же не могу не опубликовать нижеследующее: уж больно органично оно распространяет и дополняет этот мой старый пост о линии.
        Дорогая Юля, ты мне друг и жена, но истина дороже!

        » К вопросу, продолжаю ли я искать «прекрасную флорентийку»… Вопрос, как мне кажется, несколько сложнее.
        Не знаю, выскажу ли я универсальную и общую для всех мысль, но я более чем уверен, что в юности мы все рисуем себе образ идеальной женщины или, соответственно, мужчины и ищем себе некое подобие в жизни.
        Наш избранник или избранница суть этот идеал или его подобие. Зачастую — подобие, конечно. Первое приближение. Подмалевок, как выразился бы художник. В дальнейшем в других женщинах и мужчинах мы продолжаем искать черты нашего идеала и, находя, наделяем ими тот воображаемый портрет, что держим в уме и сердце. Подобно тому, как это происходит в «лего».
        Постепенно «портрет» обретает все новые и новые черты, детализируется и тем самым как бы материализируется. Это как легендарный портрет Джоконды, который гениальный Леонардо писал всю свою жизнь и так и не смог закончить. Куда уж нам!
        Мы храним этот постоянно и бесконечно творимый нами образ в своей памяти, а с истечением жизни уносим его с собой в мифический Элизиум, или Елисейские поля.
        Таким образом, идеальную Еву или, соответственно, Адама мы обретаем уже в конце жизни. Она или он призваны сопровождать нас и стать нашими спутниками в загробном мире. Спутниками не жизни, а смерти… «

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *