1x3x3 или…

от

1x3x3 или Дачное ассорти 2.
На случай, когда не пишется, а в оправдание 33 причины, милое дело покопаться в старом.
Тем более, я же обещал потихоньку разгребать дачные архивы.
Сегодня хочу вам представить три стихотворения и три рисунка (никак между собою не связанные), рожденные где-то в конце 70-х.
Название рождено по аналогу роллинговских альбомов Fife By Fife и 12х5.

Думаю, это не последний релиз Дачного ассорти — много чего еще не разобранного в закромах.

Левон Бабаян.

Что мне до толпы истеричных женщин,
курсирующих по шоссе
между пунктами ХОЧУ и НЕ ХОЧУ…

Что мне до толпы толкающихся мужчин,
мечущихся между пунктами
МОГУ и НЕ МОГУ…

Я давно никуда не спешу.

Но мне доставляет истинное наслаждение наблюдать
как ты безрассудно балансируешь по канату
натянутому между моими двумя Я.

Знаю, многие пришли сюда,
тайно желая увидеть твое падение.
А я?..
Отгоняя эту чудовищную мысль
молю: «Господи!
Не сорвись!»

Это единственное, чем я могу тебе помочь.

Прикосновея правды лик,
Забудь, что было и что будет,
Недоказуемость улик
Морщинит страх на коже буден.

Внимающих и рвущих цепь,
Не оплетет твой новый разум,
Вдруг, наконец, узревший цель,
Пусть не попав в нее ни разу.

Теперь – свободна и нага,
Отдав долги девичьим грезам
К дальнедоступным берегам
Стремишься вопреки угрозам

Под гнетом тягостных улик,
Расставшись с долью обреченных,
Прикосновея правды лик,
Лобзаешь воздух посвященных.

Эта редкая ночь дала мне право
держать на коленях твою голову
и рассказывать про то,
что днем теряет всякий смысл…
И я, — создатель-стражник снов твоих
спешу до первого луча солнца
успеть поведать очередную главу
о странствиях по собственной судьбе.
Разве можно об этом рассказывать при свете?
Как это похоже на покаяние…
Та же торжественность,
Та же таинственность,
То же самоистязание
И ощущение близости прощения,
Ведь в снах твоих я непорочен.

Наяву нелегко тебе простить мою прошлую жизнь
Знаю, как трудно тебе представить мое будущее
Если в нем ты не видишь себя.
Но в снах, которые я дарю тебе, ты все время рядом.
Лишь в них ты вырываешься из плена бытия,
Лишь в них ты свободна и счастлива.

Я знаю, как воплотить твои сны в реальность.
Для этого надо лишь разбудить тебя.
Но если я лягу в эту постель рядом с тобой
Кто тогда будет держать твою голову на коленях?
С кем ты будешь пересекать времена и пространства?
Кого ты будешь любить, ненавидеть
И прощать?

А как я…
Cброшу с себя это бессмысленное время
Пока жил без тебя?..

1x3x3 или…

от | Июн 18, 2016 | Детская комната

30 комментариев

  1. avatar

    Левон! Очень тронуло последнее стихотворение, мне кажется, это очень талантливо… Потому что очень искренне. «Странствия по собственной судьбе»- прекрасная метафора, сравнение с покаянием, тонкое понимание сути его — очень красиво! И ощущение некоего раздвоения личности усиливает впечатление (сон-реальность) и делает необыкновенно трогательным образ лирического героя.

    Ответить
  2. avatar

    Понравилось. Первое и да, пожалуй, третье. Стихи, я имею ввиду.

    Ответить
  3. avatar

    Не смел и надеяться на хоть какую реакцию на вытащенное из глубины десятилетий.
    Тем более на столь положительную.
    Спасибо Алла, спасибо Надя!

    Что удивляет, относясь к этим работам исключительно, как читатель-зритель, т.е., не идентифицируя сегодняшнего себя с «их» автором, тем не менее и сегодня мне все это близко и понятно-непонятно…
    Это еще одно подтверждение одному из моих выводов.
    Люди не меняются. Или, как минимум, не меняются в основной своей тектонике.

    Возвращаясь к стишкам. Все-таки соврал в первом предложении. Втуне надеялся на реакцию на одну строчку из 2-го стихотворения, на мой взгляд лучшую из представленного.
    «Морщинит страх на коже буден»…

    Не смотря на отсутствие реакции на картинки (здесь я спокоен и солидарен), публикую еще одну из того периода — ученическую, показывающую кухонный процесс освоения материала, а именно, копии (тушь, перо) ню разных художников (предусмотрительно подписаны), вероятно с альбомов.

    По подписи не сложно было найти оригинал, к примеру, Альбера Марке:

    Albert Marquet. (Burdeos, 1875-París, 1947), Matisse dans l’atelier de Manguin

    Ответить
  4. avatar

    Левон, не поверишь, но мне стихи твои понравились, особенно те, что написаны верлибром. Похоже, что рифма, точнее охота за рифмой уводит тебя… точнее заводит тебя зачастую куда-то не туда… а еще точнее – просто ведет тебя по лабиринтам смыслов, запутавшись в которых, ты уже и сам не в состоянии найти выход. В произносимых тобою экспромтом тостах тебе это еще как-то удается – все закольцевать и превратить, как выражается Алла, в период, а вот в рифмованных стихах далеко не всегда. Здесь же, в верлибре, что в первом, что во втором случае все получилось прекрасно.
    Но еще больше понравилось мне другое. Та сторона твоей души, с которой я как-то раньше знаком не был. И подозревал, что вообще эта лирическая и проникновенная сторона тебе чужда или просто ты ни при каких обстоятельствах не желаешь ее раскрывать. Тем более удивительно, что была она в тебе еще в те годы, когда все мы проповедовали и культивировали в себе прожженный цинизм. И даже гордились этим.
    Всю вторую половину своей жизни я только и делаю, что стараюсь изжить в себе этот цинизм, и полагаю, что добился на этом поприще определенных успехов. А может, мы и тогда уже были не столь плохи и не столь безнадежны. Во всяком случае, у Левона теперь точно имеется на этот счет убедительное свидетельство…

    Ответить
    • avatar

      Рад и тронут, тем более, действительно нежданно-негаданно. Спасибо, Саша.

      Поводу же «лабиринтов смыслов» тоже, наверно соглашусь. Но здесь дело скорее не в моей неспособности удержать первоначальный смысл, а в самой специфике поэтического творчества. В котором, на мой взгляд, более, чем в других литературных жанрах форма первичней содержания, если не само содержание.

      В пору, когда в вырей
      Времирей умчались стаи,
      Я времушком-камушком игрывало,
      И времушек-камушек кинуло,
      И времушко-камушко кануло,
      И времыня крылья простерла.

      (хотя Хлебникова, приведенного в качестве примера, всего можно брать для иллюстрации сказанного).
      Отсюда и мои попытки освободиться от лобовых трюизмов, порой, действительно в поэтическом порыве, уводящие за «период»…

      Что же касается «проповедования и культивирования цинизма» очень надеюсь, что в этом никогда замечен не был. Впрочем, также, как и мое ближайшее (и не очень) окружение, потому что радикальные циники не могли в это окружение попасть по определению.
      Поэтому, я скорее занимался диаметрально противоположным занятием, а именно, попытками изжить в своем творчестве излишние сентиментализм и попсовость, которые явно проглядываются в том числе и в представленных стихах, особенно в 3-м… (никого не хочу обидеть и рад сопереживаниям).

      Ответить
  5. avatar

    Не было возможности внимательно прочитать стихи Левона, но вот нашелся удобный момент для ознакомления, тем более, что и стихотворное настроение появилось после вчерашней лекции Быкова о Гребенщикове.
    Мне понравились все три стихотворения, и верлибровые, и рифмованное. Нашел даже нечто автобиографическое. По поводу верлибра — есть, как мне кажется, у этой манеры один недостаток. В отличие от рифмованного такой стих хуже запоминается. Прочитал и все, улетело как ветерок. Что мы помним верлибровое из классики? «Как хороши, как свежи были розы». Вот и все пожалуй.
    По поводу строчки «Морщинит страх на коже буден»… Строчка хороша, но она, опять же, как мне кажется, нивелируется строчкой «Прикосновея правды лик», которую я, честно говоря, не вполне понял.

    Ответить
    • avatar

      Андрей, в тему и для лучшего запоминания, хотя возможно, я уже этот мультик и представлял.

      А это в продолжение, ностальгическое и тоже про рифмы, в том числе.

      Теперь серьезнее по поводу «Прикосновея».
      Как видно, уже в те времена меня привлекало создание новых слов, наверняка не без хлебниковского, да и северянинского влияния.
      Прикосноветь из этого ряда.
      Что это?
      Близкие синонимы: благоговеть, внимать, зрить (не касаясь руками), находиться рядом…

      Могу только догадываться, но, вероятно, смысл всего 2-го стиха приблизительно таков: обращение-успокоение к юной особе мужчины постигнувшего как он думает правду жизни заключающейся в первозначности влечения вероятно после их близости и даже возможно потери девственности которая выходит за рамки общепринятого за рамки будней и порицаемо теми кто в цепи что вероятно девушку беспокоит а он объясняет что самая главная правда это любовь и что вопреки общественному порицанию она эта любовь-праздник спасет и простит их и это есть высшая правда посвященных

      Короче, по обыкновению лапшу на уши вешает девушке (по Сашиному — циник)…

      Собственно, вот еще один автопортрет (тушь, бумага) этого романтического циника все того же времени.

      и
      пожалуй, подходящая иллюстрация к разбираемому стихотворению (гуашь, бумага)

      и
      чтобы совсем окончательно уже всех запутать еще один рисунок, который на трезвую голову объяснить не могу (что у него там в голове за каша была…), понятно только, что девушка явно леонардовская.

      Ответить
      • avatar

        Левон. мне очень понравилось третье стихотворение и автопортрет тушью.
        За мультик спасибо, посмеялась.

      • avatar

        По поводу «прикосновея»… Мне кажется, проблема стала только глубже после твоих синонимов — разъяснений, особенно после «зрить» (не касаясь руками)»(?!)
        Для меня в твоём неологизме как-то нехорошо слились два корня: -КОС- \\ -КАС- как раз со значением «трогать», и -КОСН- (косность и коснеть). «Прикосновея» для меня либо прикасаться с благоговением, либо становиться немного косным :-))

      • avatar

        Да, Алла, согласен и на Прикасновея, и на «прикасаться с благоговением».
        Будем считать, что многолетняя ошибка исправлена.
        Спасибо.

      • avatar

        Левон, я не имела в виду что писать надо через А , прости,что ввела в заблуждение. Ты все правильно написал, а я тебя чередованием сбила с панталыку (или понталыку? :-))
        Там только перед суффиксом А пишется А в корне. Прости, что запутала.

  6. avatar

    «…сумма углов треугольника, вершиной обращенного к Богу, — больше-равна (≥) судьбе».
    Е. Бунимович написал (за дословность не ручаюсь — услышал на «Дожде» в исполненни автора).
    «…Разлука есть сумма наших трех углов, а вызванная ею мука есть форма тяготенья их друг к другу…», а это И. Бродский (случайно нашел в И-нете, когда захотел уточнить строки И. Бунимовича).
    Прокомментируйте, дорогие, как назвать этот стиль.

    Ответить
    • avatar

      Ося, если ты спрашиваешь про Бродского, то строфа полностью выглядит так:

      «…всевидящее око слов
      не стало разбирать. Разлука
      есть сумма наших трех углов,
      а вызванная ею мука…»

      4-х стопный ямб (только не стиль, а размер).
      Кстати, это стихотворение «Пенье без музыки» было написано им в 70-м году (мое время).

      Ответить
  7. avatar

    Левон, ты сам ответил по крупицам на вопрос, который я хотел тебе задать — об источниках твоего творчества. Получается и Хлебников, и Северянин, и Бродский и даже Максим Горький в какой-то степени.
    Что касается твоей фразы «…В поэтическом творчестве , на мой взгляд, более, чем в других литературных жанрах форма первичней содержания, если не само содержание.», то вот пример стихотворения, в котором форма и содержание полностью совпадают. Доселе неизвестный мне Юрий Кузнецов:

    Птица по небу летает,
    Поперёк хвоста мертвец.
    Что увидит, то сметает.
    Звать её — всему конец.

    Над горою пролетала,
    Повела одним крылом —
    И горы как не бывало
    Ни в грядущем, ни в былом.

    Над страною пролетала,
    Повела другим крылом —
    И страны как не бывало
    Ни в грядущем, ни в былом.

    Увидала струйку дыма,
    На пригорке дом стоит,
    И весьма невозмутимо
    На крыльце мужик сидит.

    Птица нехотя взмахнула,
    Повела крылом слегка
    И рассеянно взглянула
    Из большого далека.

    Видит ту же струйку дыма,
    На пригорке дом стоит,
    И мужик невозмутимо
    Как сидел, так и сидит.

    С диким криком распластала
    Крылья шумные над ним,
    В клочья воздух разметала,
    А мужик невозмутим.

    — Ты, — кричит, — хотя бы глянул,
    Над тобой — всему конец!
    — Он глядит! — сказал и грянул
    Прямо на землю мертвец.

    Отвечал мужик, зевая:
    — А по мне на всё чихать!
    Ты чего такая злая?
    Полно крыльями махать.

    Птица сразу заскучала,
    Села рядом на крыльцо
    И снесла всему начало —
    Равнодушное яйцо.

    Ответить
    • avatar

      Минус Горький, плюс Бальмонт, Сологуб. Белый, Гумилев, Цветаева, Ходасевич, Елена Гуро…

      Ответить
    • avatar

      Может не к месту и не совсем точно, но занятно:
      Говорят, у сегодняшней именинницы А.А.Ахматовой был любимый тест для новых знакомых:
      — чай или кофе?
      — кошка или собака?
      — Пастернак или Мандельштам?

      Ключ к тесту таков. Анна Андреевна считала, что все люди делятся на два типа: тех, кто любит чай-собак-Пастернака, и тех, кто предпочитал кофе-кошек-Мандельштама. Набор «чай-собаки-Пастернак» изобличал человека надежного, но простоватого, — психически нормальную личность с доминантой оптимизма и душевного здоровья. «Кофе-кошки-Мандельштам» — человека более изысканного, но менее нравственного.
      Кофе-кошки-Мандельштам — питерский полюс; Чай-собаки-Пастернак — московский.

      Кстати, всех 3-х упомянутых персонажей тоже к предыдущему списку.

      Ответить
  8. avatar

    Прикосноветь
    Близкие синонимы: благоговеть, внимать, зрить (не касаясь руками), находиться рядом…
    Короче, по обыкновению лапшу на уши вешает девушке

    Ответить
  9. avatar

    Получив столь ободряющую прессу, решаюсь сообщить, что в этой папке было сохранено еще около 30-ти стихотворений этого периода… Правда еще рукописных или напечатанных на машинке, помимо тех трех, каким-то образом, оказавшихся в цифре.

    Не уверен, что готов к их тотальному пере-набору и публикации, ну вот, разве, что еще одно.

    Ответить
    • avatar

      Левон, вот здесь и форма и содержание на уровне. Если все остальные стихи такого же качества, то можно первый сборник издавать. У меня есть один из первых сборников Окуджавы 1956 года. Там многие стихи уступают твоим.

      Ответить
    • avatar

      Ну, у всех есть хиты (не у всех), средний базовый уровень и так себе проходняки.
      Главное — соотношение.
      Андрей, твое замечание, конечно, лестно, однако этим ранним трезвым утром моя самонадеянность еще не проснулась…

      Кстати, нашел выход, как не печатать все, но дать представление: попробую выбрать лучшие строки и строфы, сделать такой топ-дайджест.

      Ответить
  10. avatar

    А знаете, что я вспомнила, прочтя эти стихи? Ваш комментарий к моим переведённым текстам ХИМ :)

    Ответить
    • avatar

      Буду считать это комплиментом.

      Ответить
  11. avatar

    Левон, давай публикуй то, что на листочках , хочется дочитать обрубленное и понять все, что вязью твоей написано. Не скромничай, я согласна с Андреем. Очень много по-настоящему хорошо в художественном смысле.

    Ответить
  12. avatar

    Я решила тоже принять участие в вашей беседе.
    Левон, ты молодец, что сохранил свои первые стихи и рисунки. Уже с юных лет ты — творческий человек.
    Сентиментальные женщины, как я, сохраняют письма, любовные и дружественные. Многие письма пришлось уничтожить, от обиды или, чтобы не вспоминать какого-либо человека. Жаль, что письма нельзя разместить на блоге, в них слишком много личного. Но они очень поэтичны… А вот стихов, рисунков или рассказов прошлых лет у меня, увы, нет. Двое детей, пожилые родители, семья, карьерный рост… Я никогда не писала ни стихов, ни рассказов, не рисовала, даже на письма не всегда отвечала… Были правда, диссертация, статьи, монографии… Сейчас это кажется далеким прошлым, а на самом деле, было когда-то главным в жизни… Раз в пятнадцать-двадцать лет я перебираю старые письма, вспоминая свою молодость, друзей, многих из них уже нет среди нас…

    Ответить
    • avatar

      Юля, к вопросу писем. В эту папку со старыми (не первыми) стихами сиротливо затесалось письмецо-поздравление от нашего бывшего дружка-товарища Андрея Земского. Может тебе тоже будет любопытно.

      И не переживай поводу отсутствия своего «молодежного» творчества. Своей книгой ты этот пробел восполнила и перекрыла с лихвой. Да и еще не вечер.

      Ответить
      • avatar

        Это Земский?! Ого…

        П.С. «Ого» относится как к содержанию, так и красоте почерка. Скучаю…

  13. avatar

    Не очень правильное название поста 1x3x3 . Я его до последнего времени читал как ХЗ-Х3.

    Вспомнилось старое инженерское выражение — «Если нет ТЗ (технического задания), то получится ХЗ»

    Ответить
    • avatar

      Я же не зря упомянул роллингов…
      Хотя, действительно неправильно, точнее было бы 1х(3+3)

      Ответить
  14. avatar

    В коллекцию к Бобику.
    Эта тоже был подарок на мою годовщину.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *