Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий
монах», нечто вроде «послушника»

Кто не знает Мцыри! Мы все, чуть ли не детьми, познакомились с этим произведением – тоже совсем еще юного поэта, и взяли оттуда… Каждый, наверное, – свое и самое ему близкое. Лично мне тогда больше всего запомнился бой Мцыри с барсом, напряжение всех сил и победа человека над зверем…
Этим летом мы с Юлей перечитывали эту коротенькую поэму Михаила Юрьевича. Перед нашей поездкой на родину поэта в Тарханы, что под Пензой. Прочитали, попеременно вслух, подивились владению словом, рифмой и ритмом совсем еще молодого Лермонтова. Тому, что, как в любом шедевре, все здесь строго встало на свое место – не прибавить ничего, не убавить. Как задумано где-то на небесах и как спущено оттуда в данном случае поэту, так и ретранслировано: в самом что ни на есть чистом и незамутненном виде.
Вот оно, наверное, то «шестое чувство», о котором так мечтал Гумилев – способность проникать в высшие сферы и считывать, улавливать там что-то и доносить людям. Людям, которые, в массе своей, не в состоянии ни понять этого до конца, ни оценить…
Сегодня утром образ Мцыри неожиданно вновь возник в моем сознании. При мысли о моей собственной жизни и о жизни людей, близких мне по духу и по восприятию действительности. Ведь она, эта жизнь, по сути та же, что и у Мцыри. Мы родились в неволе. Сладкий период младенчества не в счет – это «золотой век» каждого человека. Вряд ли его можно назвать осознанным. А вот с приходом сознания мы все ощущаем себя не свободными или не вполне свободными людьми. Над всеми нами веет дух ограничений и правил, а позже так и вовсе – законов, и в этом смысле никто из нас не может считать себя свободным. Но дважды и трижды несвободным чувствует себя тот, кто осознает несправедливость довлеющего над ним «закона».
Строгий монастырский «устав» был несправедлив по отношению к юной романтичной и возвышенной душе юноши. Уже самой этой своей чрезмерной строгостью. Человек с течением жизни и в силу определенных обстоятельств накладывает на себя эту «епитимью». Но делает это сознательно и самочинно! Если же это происходит независимо от его воли, а по воле других людей и обстоятельств, то человек не может по этому поводу не переживать, не роптать, а позже – возможно, и не восставать против этой несправедливости.
Мы все родились в таком же духовном монастыре. Мы все, кто в большей, кто в меньшей мере не могли не переживать этой трагедии Мцыри. Теперь я понимаю: многие наши подростковые и особенно юношеские «закидоны» были не чем иным, как своеобразным протестом против навязанной нам чужой, государственной воли.
Перестройка явилась духовным освобождением. Наш, мой дух впервые почувствовал себя свободным, вознесся над нашей грешной землей и стал свободно или почти свободно парить – «веять где хочет». Плоть моя от этого только выиграла, и в какой-то момент я почувствовал себя, подобно Мцыри, внешне и внутренне, гордым и независмым, а значит, и непобедимым человеком.
Над государственными устоями и положениями я смеялся, как Мцыри над теми горными тропами и потоками, что он без труда преодолевал. Все эти трудности и преграды казались мне лишь детскими забавами и не отнимали, а лишь прибавляли мне уверенности и сил… Возрождающееся государство, Путин, Медведев… Кто они такие? Казалось, достаточно «гикнуть, свистнуть, крикнуть», рассмеяться от души, и уже от самого этого хохота, как от хохота героев Ф.Рабле или Дж.Свифта, эти карточные домики рассыплются и разлетятся по ветру…
К сожалению, все оказалось намного сложнее. «Природа» оказалась далеко не другом тебе, как казалось, а сам ты – не правилом, а скорее исключением из общего правила – «белой вороной». Сила инерции очень скоро потянула страну, общество, а вместе с ними и тебя в обратную сторону – в сторону принуждения и несвободы. Неверие в такой неожиданный и «невероятный» поворот событий сменилось настороженностью, настороженность – растерянностью, растерянность – ужасом… Ужасом – от безысходности, от безвыходности положения, в которое попал… Куда бы ты ни шел, ты неизменно оказывался у стен того «монастыря», в котором вырос.
Ты можешь сколько угодно обманывать себя мыслью о том, что в любой момент можешь уехать куда угодно, хоть на край света и что наплевать тебе в конце концов на всех этих путинных, медведевых и иже с ними… Что гори оно здесь все хоть синим пламенем… Или пропади оно все здесь пропадом…
Нет, ты несвободен в своем выборе! Не ты во всем этом, а все это – в тебе! И куда бы ты ни поехал, среди каких пальм и олив ни оказался, что бы ты ни ел и что ни пил… Утром ты проснешься в теплой, свежей и воздушной постели; в окружении роз и гиацинтов; под звуки божественной музыки… Выйдешь на балкон и… увидишь не синие горы и не зеленые травы, а все те же мрачные и угрюмые стены твоего монастыря…